Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа № 3»
г. Дзержинска Нижегородской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ТРИАТЛОН»
Авторы:
Кирюков Сергей Николаевич,
Родионов Александр Павлович,
тренеры-преподаватели
Разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной
подготовки по виду спорта триатлон, утвержденного Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 689
на плановый период 2015-2025 годы
г. Дзержинск
Нижегородская область
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………3 стр.
2.1. Содержание курса……………………………………………………..16 стр.
2.1.1. Группы начальной подготовки………………………16 стр.
2.1.2. Учебно-тренировочные группы……………………………..16 стр.
2.1.3. Группы спортивного совершенствования и
высшего спортивного мастерства…..………………..18 стр.
2.2.Структура годового цикла подготовки………………………………..21 стр.
2.3. Структура соревновательной деятельности…………………………32 стр.
2.4. Воспитательная работа и психологическая подготовка……………..33 стр.
IV.Информационное обеспечение
4.1. Список литературы, использованной для составления программы,
рекомендуемой педагогам…….…………………………….…………45 стр.
4.2.Список литературы, рекомендуемой обучающимся…..………………45 стр.
Пояснительная записка.
Триатлон, включающий в себя плавание, велосипедные гонки и бег, является одним из молодых видов спорта и пользуется всё большей популярностью в мире. С 2000г. триатлон включён в программу Олимпийских игр.
В ДЮСШ № 3 г. Дзержинска триатлон начал культивироваться с 1994 года. Деятельность отделения триатлона, как и всей ДЮСШ № 3, регулируется Законом РФ “Об образовании”. Образовательная деятельность осуществляется в рамках настоящей программы физкультурно-спортивной направленности.
Система подготовки обучающихся основывается на принципах постепенности и от простого к сложному. В связи с этим обучение подразделяется на следующие этапы:
Количество обучающихся в группах и количество учебных часов в неделю регламентируется нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Набор обучающихся производится с 10-летнего возраста. Перевод учащихся из одной группы в последующие осуществляется по результатам контрольных соревнований при условии выполнения контрольных нормативов и оформляется приказом директора по школе.
Настоящая программа разработана на основе практических рекомендаций по составлению образовательных программ, с учётом научно-практических и методических разработок в области триатлона, а так же планов подготовки сборных команд России.
Цели и задачи программы.
Занятия триатлоном призваны способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов своеобразно способностям.
Программа подготовки триатлетов, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает основные методические положения, на основе которых строятся рациональная единая педагогическая система многолетней спортивной тренировки и обучение в ДЮСШ. Программа призвана обеспечить:
В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.
На этапе начальной подготовки ставятся задачи:
На тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:
Для спорта высших достижений на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача:
Техническое обеспечение занятий.
Для реализации данной программы в ДЮСШ № 3 имеется 5 спортивных залов площадью 50-75 кв.м, в том числе один тренажёрный и один тяжёлой атлетики. Помимо этого в осенне-весенний период арендуется плавательный бассейн и манеж для занятий лёгкой атлетикой. Велосипедные тренировки проводятся на шоссе Москва – Нижний Новгород. В школе имеется мастерская для ремонта велосипедов. Кроме того занятия по лёгкой атлетике в летний период проводятся на стадионе “Химик” и в лесном массиве в районе посёлков Пушкино – Жёлнино. В летнее время организуются учебно-тренировочные сборы.
Организация врачебного контроля.
Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляется кабинетом врачебного контроля, соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.85г. № 1672).
Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочных групп, осуществляется врачебно-физкультурным диспансером.
Начиная с групп спортивного совершенствования обучающиеся проходят врачебный контроль в областном врачебно-физкультурном диспансере.
Обучающиеся УТГ проходят врачебный контроль 2 раза в год – осенью и весной. Учащиеся ГВСМ и ГСС проходят врачебный контроль 4 раза в год ежеквартально. Помимо этого в случае обнаруженных отклонений в здоровье необходимо проходить углубленное медицинское обследование со сдачей всех необходимых анализов.
Прохождение врачебного контроля во врачебно-физкультурном диспансере оформляется приказом по школе.
В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.
Продолжительность этапов спортивной подготовки,
минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки
и минимальное количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах
на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) | Максимальный объём учебно-тренировочной работы |
Этап начальной подготовки | 3 | 10 | 14-15 | 6-8ч. |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 5 | 10 | 10-12 | 12-18ч. |
Этап совершенствования спортивного мастерства | без ограничений | 14 | 6-8 | 24-28ч. |
Этап высшего спортивного мастерства | без ограничений | 15 | 1-5 | 32ч. |
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки
Разделы подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
этап начальной подготовки | тренировочный этап (этап спортивной
специализации) |
этап совершенствования спортивного мастерства | этап высшего спортивного мастерства | |||
1 год | свыше года | до двух лет | свыше двух лет | |||
Общая физическая подготовка (%) | 25-40 | 20-35 | 14-20 | 10-15 | 8-12 | 8-12 |
Специальная физическая подготовка (%) в том числе: | 35-50 | 40-55 | 45-60 | 48-62 | 50-62 | 52-66 |
плавательный сегмент | 30-40 | 35-45 | 25-35 | 24-30 | 22-26 | 18-22 |
велосипедный сегмент | — | — | 8-10 | 12-16 | 16-20 | 20-26 |
беговой сегмент | 5-10 | 5-10 | 12-15 | 12-16 | 12-16 | 14-18 |
Техническая подготовка (%) в том числе: | 18-22 | 18-24 | 18-24 | 18-24 | 16-20 | 11-15 |
плавательный сегмент | 16-18 | 14-16 | 8-10 | 6-8 | 5-6 | 4-5 |
велосипедный сегмент | — | 1-3 | 4-5 | 5-6 | 4-5 | 2-3 |
беговой сегмент | 2-4 | 3-5 | 4-5 | 5-6 | 5-6 | 4-5 |
транзитная зона | — | — | 2-4 | 3-4 | 2-3 | 1-2 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 3-5 | 3-5 | 5-7 | 5-7 | 8-11 | 8-12 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 0,5-1 | 1-3 | 3-4 | 5-6 | 6-7 | 7-9 |
Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта триатлон
Физические качества и телосложение | Уровень влияния |
Скоростные способности | среднее влияние |
Мышечная сила | среднее влияние |
Вестибулярная устойчивость | среднее влияние |
Выносливость | значительное влияние |
Гибкость | среднее влияние |
Координационные способности | среднее влияние |
Телосложение | среднее влияние |
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
этап начальной подготовки | тренировочный этап (этап спортивной специализации) | этап совершенствования спортивного мастерства | этап высшего спортивного мастерства | |||
до года | свыше года | до двух лет | свыше двух лет | |||
Количество часов в неделю | 6 | 9 | 12-16 | 18 | 28 | 32 |
Количество тренировок в неделю | 3 | 4 | 6-8 | 7-12 | 9-14 | 9-14 |
Общее количество часов в год | 312 | 468 | 624-832 | 936 | 1456 | 1664 |
Общее количество тренировок в год | 156 | 208 | 312-416 | 364-624 | 468-728 | 468-728 |
Планируемые показатели соревновательной деятельности
Виды соревнований | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
этап начальной подготовки | тренировочный этап (этап спортивной специализации) | этап совершенствования спортивного мастерства | этап высшего спортивного мастерства | |||
до года | свыше года | до двух лет | свыше двух лет | |||
Контрольные | 4-6 | 6-9 | 10-15 | 12-18 | 15-20 | 15-20 |
Отборочные | — | 2-3 | 3-4 | 4-6 | 4-6 | 4-6 |
Основные | — | — | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 6-10 |
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для прохождения спортивной подготовки
N п/п | Наименование спортивного инвентаря | Единица измерения | Количество изделий | ||
1. | Автомобиль легковой для сопровождения | штук | 1 | ||
2. | Велостанок универсальный | штук | 1 | ||
3. | Камеры | штук | 10 | ||
4. | Капсула каретки | штук | 20 | ||
5. | Набор передних шестеренок | штук | 6 | ||
6. | Насос для подкачки покрышек | штук | 2 | ||
7. | Покрышки | штук | 10 | ||
8. | Спицы | штук | 50 | ||
9. | Тормозные колодки | комплект | 20 | ||
10. | Тормозные диски | штук | 7 | ||
11. | Троса и рубашки переключения | штук | 100 | ||
12. | Цепи с кассетой | штук | 20 | ||
13. | Чашки рулевые | комплект | 10 | ||
14. | Эксцентрики | штук | 10 | ||
Дополнительное и вспомогательное оборудование, спортивный инвентарь | |||||
15. | Верстак железный с тисками | штук | 1 | ||
16. | Доска информационная | штук | 1 | ||
17. | Дрель ручная | штук | 1 | ||
18. | Дрель электрическая | штук | 1 | ||
19. | Микроавтобус для перевозки велосипедов и снаряжения | штук | 1 | ||
20. | Мяч набивной (медицинбол) 3,0 кг | штук | 3 | ||
21. | Мяч футбольный | штук | 1 | ||
22. | Набор инструментов для ремонта велосипедов | комплект | 1 | ||
23. | Набор слесарных инструментов | комплект | 1 | ||
24. | Переносная стойка для ремонта велосипедов | штук | 1 | ||
25. | Планшет | комплект | 1 | ||
26. | Рулетка металлическая 20 м | штук | 1 | ||
27. | Секундомер | штук | 1 | ||
28. | Средства обслуживания велосипеда (смазки, спреи, щетки) | штук | 4 | ||
29. | Станок для правки колес и спицной ключ | комплект | 2 | ||
30. | Станок сверлильный | штук | 1 | ||
Перечень тренировочных сборов
N п/п | Вид тренировочных сборов | Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней) | Оптимальное число участников сбора | |||||||
этап высшего спортив-ного мастерства | этап совершенствования спортивного мастерства | тренировочный этап (этап спортивной специализации) | этап начальной подготовки | |||||||
1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям | ||||||||||
1.1. | Тренировочные сборы к предсезонной подготовке | 21 | 21 | 21 | — | определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку | ||||
1.2. | Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России | 21 | 21 | — | — | |||||
1.3. | Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям | 18 | 18 | 14 | — | |||||
1.4. | Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации | 14 | 14 | 14 | — | |||||
2. Специальные тренировочные сборы | ||||||||||
2.1. | Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке | 18 | 18 | 14 | — | не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | ||||
2.2. | Восстановительные тренировочные сборы | до 14 дней | — | участники соревнований | ||||||
2.3. | Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования | до 3 дней, но не более 2 раз в год | — | в соответствии с планом комплексного медицинского обследования | ||||||
2.4. | Тренировочные сборы в каникулярный период | — | — | до 21 дня подряд и не более двух сборов в год | не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | |||||
2.5. | Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта | — | до 42 дней | — | в соответствии с правилами приема | |||||
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
N п/п |
Наименование спортивной экипировки индивидуаль-ного пользования | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
этап начальной подготовки | тренировочный этап (этап спортивной специализации) | этап совершенствования спортивного мастерства | этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
кол-во | срок эксплуатации (лет) | кол-во | срок эксплуатации (лет) | кол-во | срок эксплуатации (лет) | кол-во | срок эксплуатации (лет) | ||||
1 | Велосипед гоночный шоссейный | штук | на
занимающегося |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Запасные колеса шоссейные | комплект | на
занимающегося |
— | — | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
3 | Велостанок универсальный | штук | на
занимающегося |
— | — | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4 | Покрышки для различных условий трассы | комплект | на
занимающегося |
2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 8 | 1 |
5 | Камеры к соответствующим покрышкам | комплект | на
занимающегося |
2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 8 | 1 |
6 | Велошлем | штук | на
занимающегося |
1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7 | Очки защитные | штук | на
занимающегося |
— | — | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Обеспечение спортивной экипировкой
N п/п | Наименование спортивной экипировки индивидуального пользования | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
этап начальной подготовки | тренировочный этап (этап спортивной специализации) | этап совершенствования спортивного мастерства | этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
кол-во | срок эксплуатации (лет) | кол-во | срок эксплуатации (лет) | кол-во | срок эксплуатации (лет) | кол-во | срок эксплуатации (лет) | ||||
1. | Беруши | пар | на
занимающегося |
— | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Велоперчатки | пар | на
занимающегося |
— | — | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
3. | Велорубашка | штук | на
занимающегося |
— | — | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
4. | Велотрусы | пар | на
занимающегося |
— | — | 3 | 1 | 5 | 1 | 8 | 1 |
5. | Велотуфли | пар | на
занимающегося |
— | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. | Велошлем | штук | на
занимающегося |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7. | Костюм (комбинезон) для плавания | штук | на
занимающегося |
— | — | — | — | 1 | 1 | 2 | 1 |
8. | Костюм спортивный тренировочный | штук | на
занимающегося |
— | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9. | Кроссовки легкоатлетические | пар | на
занимающегося |
— | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
10. | Купальник (для женщин) | штук | на
занимающегося |
2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
11. | Обувь для бассейна (тапки, шлепанцы, сандалии) | пар | на
занимающегося |
1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
12. | Очки для плавания | пар | на
занимающегося |
2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
13. | Плавки (для мужчин) | шт. | на
занимающегося |
2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
14. | Полотенце | штук | на
занимающегося |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15. | Футболка спортивная | штук | на
занимающегося |
— | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
16. | Шапочка для плавания | штук | на
занимающегося |
2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 |
17. | Шорты спортивные | пар | на
занимающегося |
— | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Распределение в часах отдельных видов подготовки по годам обучения.
№ п/п |
Раздел подготовки |
Группы | ||||||||
ГНП | УТГ | ГСС | ||||||||
до года | свыше
года |
1 год | 2 год | 3 год | 4-5 год | 1 год | 2 год | свыше 2-х лет | ||
1 | Общая физическая подготовка | 100
|
120 | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 |
2 | Специальная физическая подготовка | 166 | 242 | 424 | 390 | 680 | 670 | 908 | 1106 | 1096 |
3 | Спортивно-техническая подготовка | 20 | 20 | 20 | 30 | 30 | 30 | 40 | 40 | 40 |
4 | Участие в контрольных тренировках и соревнованиях | 6 | 12 | 15 | 18 | 30 | 32 | 48 | 54 | 64 |
5 | Тактическая подготовка | 2
|
2 | 4 | 10 | 12 | 14 | 16 | 16 | 16 |
6 | Теоретическая подготовка | 10
|
10 | 10 | 12 | 12 | 12 | 14 | 16 | 16 |
7 | Приёмные и контрольные нормативы | 6 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 18 | 20 | 20 |
8 | Восстановительные мероприятия | — | — | — | 10 | 16 | 20 | 54 | 54 | 54 |
9 | Медицинское обследование | 2
|
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 10 | 10 | 10 |
Общее количество часов | 312 | 416 | 624 | 624 | 936 | 936 | 1248 | 1456 | 1456 |
2.1.Содержание курса.
2.1.1. Группы начальной подготовки
Теоретический материал.
Практические занятия.
В недельном тренировочном цикле проводятся два занятия в бассейне по обучению детей плаванию и одно занятие в спортивном зале гимнастикой и спортивными играми.
Основное внимание уделяется совершенствованию техники плавания, повышению уровня ОФП, развитию координации движений за счёт использования в тренировках спортивных игр.
Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.
2.1.2. Учебно-тренировочные группы (УТГ).
Теоретический материал.
Практические занятия.
Учебно-тренировочные занятия проводятся по тому же принципу, что и для групп спортивного совершенствования (ГСС), но по более упрощённой схеме и не должен превышать 3 зоны интенсивности, где максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 180-185 уд/мин.
Схема годового цикла для УТГ.
Подготовительный период
· Втягивающий этап · Базовый этап |
1.11. – 1.04.
1.11. – 1.01. 2.01. – 1.04. |
Соревновательный период | 2.04. – 1.10. |
Переходный период | 2.10. – 1.11. |
При планировании тренировочного процесса в соревновательный период, необходимо в случае длительного перерыва между соревнованиями предусмотреть восстановительно-поддерживающий этап со снижением тренировочных нагрузок.
В остальном тренировочный процесс строится по принципу ГСС с уменьшением объёмов тренировочных нагрузок до 50% для УТГ –1, УТГ –2 и до 75% для УТГ –3, УТГ –4.
2.1.3. Группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Теоретический материал.
Общие задачи подготовки в группах спортивного совершенствования:
Основные требования к занимающимся на этапе спортивного совершенствования:
Основные средства:
Задачи подготовки девушек 14- летнего возраста:
Задачи подготовки девушек 15- летнего возраста:
Задачи подготовки юношей 16- летнего возраста:
Задачи подготовки девушек 16- летнего возраста и юношей 17- летнего возраста:
Основные требования к занимающимся на этапе спортивного совершенствования:
На этапе базовой спортивного совершенствования учащимся достигается физическая и техническая подготовленность, характерная для современного уровня развития спорта высших достижений, соответствие морфофункциональных характеристик с возросшим уровнем скоростно-силовых качеств, повышение эффективности гребковых движений, укрепление здоровья и специальной плавательной подготовленности, расширение тактического и технического мастерства, овладение теоретическими знаниями и самоконтролем за тренировочным процессом, наивысшая морально-волевая подготовленность.
Основные средства:
всё многообразие упражнений разносторонней и специальной физической подготовки на суше, участие в соревнованиях от городского до всероссийского масштаба, витаминизация, медицинские восстановительные процедуры (водные процедуры, сауна, массаж), гигиенические факторы.
Для методики подготовки в группах спортивного совершенствования характерно существенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, удельного веса упражнений в смешанной аэробно-анаэробной зоне, повышение интенсивности тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочных нагрузок на основе постоянного врачебно-педагогического контроля.
2.2.Структура годового цикла подготовки
Основные задачи годового цикла.
Исходя из календаря в годовом цикле предполагается двухцикловое планирование подготовки. Основные соревнования Первенство Мира в начале ноября и Первенство Европы в середине июля.
Планируемая схема годового цикла.
1 ноября – 12 ноября . (54 недельных микроцикла).
Подготовительный период.
· Втягивающий этап.
· Базовый этап (специально-подготовительный).
· Второй базовый этап.
· Третий базовый этап. |
01.11 – 02.04.
(1 – 22 микроциклы) 22 |
01.11. – 28.11.
(1-4 микроциклы) 4 |
|
29.11-2.01.
(5-9 микроциклы) 5 |
|
03.01. – 20.02
(10-16 микроциклы) 6 |
|
21.02. – 02.04
(17-22 микроциклы) 6 |
|
Первый соревновательный период.
· Первый основной этап.
· Восстановительно-поддерживающий этап.
· Контрольно-подготовительный этап.
· Предсоревновательный этап.
· Второй основной этап.
|
03.04. – 30.07
(23-39 мик-лы) 17 |
03.04. – 07.05
(23-27 микроциклы) 5 |
|
08.05. – 21.05
(28-29 микроциклы) 2 |
|
22.05.- 18.06
(30-33 микроциклы) 4 |
|
19.06-2.07.
(34-35 микроциклы) 2 |
|
03. 07.- 16.07.
(36-37 микроциклы) 2 |
|
Переходный период (восстановительно-поддерживающий). | 17.07.-30.07.
(38-39 мик-лы) 2 |
Второй соревновательный период.
|
31.07.-22.10.
(40-51 мик-лы) 12 |
Переходный период.
|
23.10.-12.11.
(52-54 мик-лы) 3 |
Подготовительный период.
1ноября – 2 апреля (1 -22 микроциклы).
Подготовка в подготовительном периоде делится на 4 этапа:
Общий объём тренировочной нагрузки в подготовительном периоде. (планируемый) Плавание – 320км (110ч), Велосипед – 4650км (148ч), Бег – 1410км (108ч), ОФП – 32ч
Втягивающий этап подготовительного периода.
1-28 ноября (1- 4 микроциклы).
Основные задачи:
Распределение микроциклов:
Плавание – 55км –19 .00 46,3%
Велосипед – 200км –10.00 24,4%
Бег – 150 км –12.00 29,3%
ОФП – 8.00
Общий объём в часах – 49.00
Плавательная подготовка занимает наибольшее время на данном этапе – 46,3% от общего времени СФП. Продолжительность занятий в плавании от 2 до4 км.
Велосипедная подготовка – езда по кроссу, езда по пресечённой местности. Решаемые задачи: умение владеть велосипедом, совершенствование технического мастерства.
Бег – поддерживающие и развивающие тренировки. Широкое применение средств ОФП.
Средний еженедельный объём СФП:
ПЛАВАНИЕ – 13,7км/нед
ВЕЛОСИПЕД – 50км/нед
БЕГ – 37,5км/нед
1-й базовый этап (специально-подготовительный)
подготовительного периода. 29 ноября – 2 января (5-9 микроциклы).
Основные задачи этапа:
Распределение микроциклов:
Плавание – 70км –25 .00 25,8%
Велосипед – 1300км –46.00 47,4%
Бег – 345 км –26.00 26,8%
ОФП – 8.00
Общий объём в часах – 105.00
На 8 микроцикле планируется контрольная тренировка:
Модель недельного микроцикла в первой половине базового мезоцикла
для ГВСМ/ГСС (-25%) октябрь – декабрь.
Дни недели/ продолжительность | 1- я тренировка 6.30 | 2 –я тренировка | |
Понедельник/ 20 45, | Плавание: разминка 400м
o 150кс+ 150кр х 2 сер o 50ноги кр+150Н/СП в л.к. o 400м упр кр o кр 16х50 в 1 мин 2800м |
1
2 2
1 2 |
Бег р-ка – 30-40,, ОРУ 10,
o КСУ 1сер на отр 30м o Барьеры 6 сер o Спринт выпр на месте + ускор на отр 25м х 8р o Отжим 20,, + ускор 30мх8р o Зам бег 10, упр на пресс жив/сп 2х25р |
Вторник /3015, | Плавание: р-ка 500м
o Упр дф 100м+150кр х 6сер o Кр 4 х 300 отд 45,, o Ноги сп 200м o Бр 2 х 100м+ кр 2 х 200м 3000м |
1
2 2 1 1-2 |
Фартлек 12/15км ОРУ10,
Прыжковая серия на отр 100м х 8р (многоскоки) Бег на технику 8 х 100м/100м змейкой Пресс, упр на растяжку Зам бег 10, |
Среда /30 10, | Плавание: р-ка 500м
200кс +200сп х 2 сер бр 400м х 2сер 400кр/сп ноги 8 х 50 упр R 1.10, 3000м |
1
2 2 1 2 |
Кросс 10 10, – 10 20, ОРУ 10,
КСУ на отр 60м х 2сер ОФП силовая тренировка на верхний плечевой пояс 50, |
Четверг/ 2050, | Плавание: р-ка 600м
1000м (50пр, 50лев, 50разд, 50н) 1000м (50кр,50коор, 50н сп,50сп) 8 х 25м зад. Дых с откуп 200м сп 3000м |
1
2 2
2 |
Велостанок 2х20мин ОРУ 10,
Выпрыгивания 6 х 30р Бег равномерно на 3,5 балла 40, |
Пятница/ 2030, | Плавание: р-ка 600м
(150кмп 150кр) 900м 800м (150сп 50дф) 600м (150кр 50н) 4 х 25м кр дф 3100м |
1
2 2 1 2 |
ОФП на руки 10
Бег равномерный с элементами ускорения на отр 400 – 600 м |
Суббота/ 2010, | Плавание: р-ка 600м
1500м кр равномерно 600м упр 400м н сп/дф 3000м |
1
2 1 2 |
Бег равномерно 30-40, ОРУ 10,
КСУ 2 сер на отр 30м Упр пресс сп/живот 2 х 30р |
Воскресенье/ 20 | Кросс 20км ОРУ 20, | ||
Сумма | Плавание 18км, Бег 80км, ОФП 3 часа, ОРУ 1 час. |
2-й базовый этап подготовительного периода.
3 января – 20 февраля (10-16 микроциклы).
На втором этапе продолжают решаться задачи предыдущего этапа с учётом более высокого уровня подготовленности спортсменов и объёмов выполненных тренировочных нагрузок и результатов контрольных тренировок.
Распределение микроциклов:
Плавание – 105км –35 .00 25,7%
Велосипед – 1800км 62.00 45,6%
Бег – 525 км –39.00 28,7%
ОФП – 10.00
Общий объём в часах – 146.00
Средний еженедельный объём:
Плавание – 15км/нед
Велосипед – 257км/нед
Бег – 75км/нед
На 13 и 15 микроциклах проводятся контрольные тренировки и тесты по СФП.
3-й базовый этап подготовительного периода.
21 февраля – 2 апреля (17 -22 микроциклы)
Основные задачи:
На третьем этапе происходит значительное снижение объёмов тренировочных нагрузок с повышением интенсивности. Чаще проводятся тренировочные занятия приближенные к условиям соревновательной деятельности.
Плавание – 90км –30 .00 28,8%
Велосипед – 1350км 56.00 44,2%
Бег – 390 км –28.00 27%
ОФП – 6.00
Общий объём в часах – 110.00
Средний еженедельный объём:
Плавание – 15км/нед
Велосипед – 225км/нед
Бег – 65км/нед
Распределение тренировочных нагрузок по зонам интенсивности в подготовительном периоде для ГСС и ГВСМ.
Втягивающий | Плавание 55км | Велосипед 200км | Бег 150км |
1-я зона | 30% -16,5км | 80% — 160км | 66,7% — 100км |
2-я зона | 60% — 33км | 20% — 40км | 33,3% — 50км |
3+4 зоны | 15% — 5,5км | ||
1-й базовый | Плавание 70 км | Велосипед1300км | Бег 345 км |
1-я зона | 20% — 14км | 30% — 390км | 40% — 138км |
2-я зона | 60% — 42км | 60% -780км | 50% — 173км |
3+4 зоны | 20% — 14км | 10% — 130км | 10% — 34км |
2-й базовый | Плавание 105км | Велосипед1800км | Бег 525 км |
1-я зона | 20% — 21км | 25% — 450км | 30% -158км |
2-я зона | 55% — 58 км | 55% — 990км | 50% — 262км |
3+4 зоны | 25% — 26км | 20% — 360км | 20% — 105км |
3-й базовый | Плавание 90км | Велосипед1350км | Бег 390 км |
1-я зона | 20% -18 км | 20% — 270км | 30% -117км |
2-я зона | 55% — 50 км | 55% — 743 км | 50% — 195км |
3+4 зоны | 25% — 22 км | 25% — 337км | 20% — 78км |
Общий объём за период: 1-я зона
2-я зона 3+4 зона |
Плавание 320км | Велосипед4650км | Бег 1410 км |
21,7 % — 69,5км | 27,7% — 1270км | 36,4% — 513км | |
57,2 % — 183км | 54,9% — 2553км | 48,2% — 680км | |
21,1 % — 67,5км | 17,4% — 827км | 15,4% — 217км | |
Средний еженедельный объём км |
14,5км/нед |
211км/нед |
64,1км/нед |
Первый соревновательный период.
3 апреля – 16 июня (23-27 микроциклы).
В этом периоде предстоит участие в главных соревнованиях годового цикла. Планируемая продолжительность 1-го соревновательного периода – 15 недельных циклов.
Деление соревновательного периода на этапы:
1-ый основной этап.
3 апреля – 7 мая (23-27 ик-лы).
Плавание – 50км –16 .00 22,2%
Велосипед – 1100км 38.00 52,8%
Бег – 390 км –18.00 25%
ОФП – 4.00
Общий объём в часах – 80.00
На данном этапе тренировочные занятия проводятся по времени, близком к времени старта предстоящих соревнований. После основной тренировки проводится тренировка в восстановительном режиме. Количество тренировочных занятий в день 1-2. Нагрузка средняя – ниже средней.
Значительное время в начале этапа занимает метод моделирования соревновательной деятельности.
Распределение микроциклов:
Средний еженедельный объём: Плавание – 10км/нед, Велосипед – 220км/нед, Бег – 50 км/нед.
Общий объём тренировочных нагрузок и их распределение по зонам интенсивности в первом соревновательном периоде.
1-й основной | Плавание 50км | Велосипед1100км | Бег 150км |
1. | 2. | 3. | 4. |
1-я зона | 30% -15км | 35% — 385км | 30% — 75км |
2-я зона | 60% — 20км | 35% — 385км | 45% — 112км |
3+4 зоны | 10% — 15км | 30% — 330км | 25% — 63 |
Восстан-поддер. | Плавание 24 км | Велосипед300км | Бег 100 км |
1-я зона | 50% — 12км | 45% — 135км | 30% — 30км |
2-я зона | 40% — 9,6км | 45% — 135км | 60% — 60км |
3+4 зоны | 10% — 2,4км | 10% — 30км | 10% — 10км |
Контр.-подготов. | Плавание 48км | Велосипед1000км | Бег 260 км |
1. | 2. | 3. | 4. |
1-я зона | 40% — 19,2км | 30% — 300км | 30% -78км |
2-я зона | 30% — 14,4 км | 40% — 400км | 40% — 104км |
3+4 зоны | 30% -14,4км | 30% — 300км | 30% — 78км |
Предсоревновательн. | Плавание 20км | Велосипед400км | Бег 100 км |
1-я зона | 50% -10 км | 40% — 160км | 40% -40км |
2-я зона | 20% — 4 км | 35% — 140 км | 40% — 40км |
3+4 зоны | 30% — 6 км | 25% — 100км | 25% — 20км |
2-й основной | Плавание 16км | Велосипед 360км | Бег 100 км |
1-я зона | 45% -7,2 км | 40% — 144км | 40% -40км |
2-я зона | 30% — 4,8 км | 40% — 144 км | 40% — 40км |
3+4 зоны | 25% — 4 км | 20% — 72км | 25% — 20км |
Общий объём за период: 1-я зона
2-я зона 3+4 зона |
Плавание 158км | Велосипед3160км | Бег 810 км |
40,1% — 63,4км | 35,6% — 1124км | 32,5% — 263км | |
33,4% — 52,8км | 38,1% — 1204км | 43,3% — 351км | |
26,6% — 41,8км | 26,3% — 832км | 24,2% — 196км |
Восстановительно-поддерживающий этап.
8-21 мая (28-29 микроциклы).
Основная задача – восстановление после высоких физических и психологических нагрузок.
Тренировочные занятия проводятся в восстановительно-поддерживающем режиме. Количество тренировочных занятий в день 1-2. интенсивные тренировочные занятия не планируются.
Рекомендуемый объём тренировочных нагрузок:
Плавание | 24км | 8.00 | 30,7% | 12км/нед |
Велосипед | 300км | 11.00 | 42,3% | 150км/нед |
Бег | 100км | 7.00 | 27% | 50км/нед |
ОФП | 2.00 |
Общее тренировочное время: 28.00
Контрольно-подготовительный этап.
22 мая – 18 июня (30-33 микроциклы).
Плавание – 48км –16 .00 23,2%
Велосипед – 1000км 34.00 49,3%
Бег – 260 км –19.00 27,5%
ОФП – 2.00
Общий объём в часах – 71.00
Планируемый еженедельный объём: Плавание 12км/нед, Велосипед – 250км/нед, Бег – 65км/нед.
Предсоревновательный этап.
19 июня -2 июля (34-35 микроциклы).
Основные задачи:
Тренировочные занятия проводятся 1-2 раза в день.
Плавание | 20км | 7.00 | 25,9% | 10км/нед |
Велосипед | 800км | 13.00 | 48,2% | 200км/нед |
Бег | 100км | 7.00 | 25,9% | 50км/нед |
Общее тренировочное время: 27.00
Второй основной этап.
3-16 июля (36-37 микроциклы).
Основная задача: демонстрация наивысших спортивных результатов на первенстве Европы.
Планируемый объём на данном эпапе:
Плавание | 16км | 5.00 | 20,8% | 8км/нед |
Велосипед | 360км | 12.00 | 50% | 180км/нед |
Бег | 160км | 7.00 | 29,2% | 50км/нед |
Рабочие зоны интенсивности по частоте сердечных сокращений (ЧСС) для построения учебно-тренировочных занятий в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
№ зоны | Интенсивность от max. | ЧСС | |
min | max | ||
1. | 50-70% | 100 | 140 |
2. | 70-80% | 140 | 160 |
3. | 80-90% | 160 | 180 |
4. | 90-100% | 180 | 200 |
Численный состав занимающихся и максимальный объём учебно-тренировочной работы.
Этапы подготовки | Период обучения | Минимальная наполняемость групп | Максимальный объём учебно-тренировочной работы |
Начальной
подготовки |
до годасвыше года |
15
14 |
6
8 |
Учебно-тренировочный | до 2-х лет
свыше 2-х лет |
10
8 |
12-14
16-18 |
Спортивного совершенствования |
До годаСвыше года |
8
6 |
24
28 |
Высшего спортивного мастерства |
Весь период |
3 |
32 |
Распределение по месяцам суммарных величин нагрузки, рекомендуемых для ГСС.
Месяц | Плавание | Велосипед | Бег | ОФП | ||||||
Об. объём ол.п/ч.е. | В аэр.з
ол.п/ч.е |
В см.з ол.п/ч.е | Об. объём ол.п/ч.е. | В аэр.з
ол.п/ч.е |
В см.з ол.п/ч.е | Об. объём ол.п/ч.е. | В аэр.з
ол.п/ч.е |
В см.з ол.п/ч.е | Час | |
Январь | 50-45 | 25-15 | 1-2 | 750-600 | 400-150 | — | 230-180 | 75-50 | — | 40-30 |
Февраль | 50-45 | 30-20 | 4-2 | 1500-1200 | 900-600 | 60-20 | 270-250 | 120-75 | 30-15 | 15-20 |
Март | 55-50 | 35-30 | 6-3 | 1150-1500 | 750-1000 | 150-120 | 290-260 | 120-80 | 35-30 | 10-15 |
Апрель | 40-60 | 25-42 | 4-5 | 900-1400 | 550-750 | 250-280 | 250-320 | 80-120 | 30-35 | 8-12 |
Май | 50-45 | 22-20 | 4-3 | 1100-900 | 450-400 | 150-120 | 190-150 | 75-45 | 25-20 | 8-12 |
Июнь | 35-40 | 18-20 | 3-4 | 800-950 | 300-400 | 150-200 | 170-190 | 65-75 | 25-30 | 6-8 |
Июль | 35-40 | 15-16 | 3-4 | 800-900 | 200-300 | 120-150 | 190-210 | 75-85 | 25-35 | 6-8 |
Август | 45-50 | 18-20 | 4-6 | 1000-1200 | 600-700 | 140-150 | 150-180 | 60-65 | 20-25 | 14-15 |
Сентябрь | 35-40 | 15-16 | 3-4 | 800-1200 | 300-400 | 130-150 | 220-250 | 80-90 | 25-30 | 6-10 |
Октябрь | 35-40 | 16-18 | 4-5 | 900-1200 | 400-500 | 120-130 | 180-210 | 65-85 | 20-25 | 6-10 |
Ноябрь | 16-20 | 5-8 | 1-2 | 600-750 | 150-200 | — | 140-160 | 30-40 | — | 12-16 |
Декабрь | 45-55 | 25-30 | 2-3 | 1100-600 | 200-100 | — | 230-250 | 60-90 | 20-25 | 15-20 |
За год | 480-520 | 230-255 | 41-43 | 11000-16100 | 5000-5500 | 1660-1690 | 2400-2500 | 800-820 | 315-330 | |
В % от об нагр. | 48-49% | 8-9% | 40-42% | 10-11% | 38-40% | 10-12% |
2.3. Структура соревновательной деятельности в триатлоне (ССД)
ССД – это тесная взаимосвязь различных сторон подготовленности, которая проявляется в условиях соревнований и играет важное значение при определении основных направлений подготовленности спортсмена.
Определение основных компонентов соревновательной деятельности в триатлоне, роли каждого из них для достижения высокого спортивного результата, взаимосвязи различных компонентов позволяет в значительной степени систематизировать и упорядочить тренировочный процесс. Тесная взаимосвязь структуры соревновательной деятельности с системой совершенствования всех сторон подготовленности спортсмена – технико-тактической, физической и психологической позволяет упорядочить процесс управления подготовки спортсмена.
ССД в триатлоне можно представить в виде следующих компонентов:
1. Выбор места на старте и эффективность преодоления первых метров дистанции.
2. Скорость преодоления первых (до 100 м.) метров дистанции плавания и переход к дистанционной скорости.
3. Скорость на участке дистанционного плавания.
4. Скорость на участке преодоления заключительной дистанции плавания (последние 100 м.)
5. Преодоление транзитной зоны.
6. Преодоление начальной дистанции велогонки (до 3 км.) и переход к средней дистанционной скорости езды.
7. Скорость преодоления дистанции велогонки.
8. Скорость преодоления заключительной дистанции велогонки.
9. Преодоление транзитной зоны.
10. Скорость преодоления начальной дистанции бега (до 1 км.).
11. Скорость преодоления дистанции бега (дистанционная скорость).
12. Скорость преодоления заключительной части дистанции (последние 1 – 2 км.).
13. Эффективность финиша.
С помощью представленных показателей можно оценивать эффективность важнейших составляющих соревновательной деятельности, выявлять слабые и сильные стороны подготовленности каждого спортсмена, определять индивидуальные резервы дальнейшего роста спортивного мастерства и существенно влиять на ход спортивной борьбы на дистанции.
На ССД в триатлоне наибольшее влияние оказывают следующие показатели и факторы:
— индивидуальный уровень подготовленности спортсмена, его способность грамотного восприятия и переработки информации в условиях соревновательной деятельности;
— особенности места проведения соревнований, схема трассы и погодные условия;
— уровень подготовленности и тактическое поведение партнеров по команде и соперников и др.
2.4. Воспитательная работа и психологическая подготовка.
Одной из основных сторон учебно-воспитательного процесса является психологическая подготовка, цель которой — формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим. Формирование и закрепление соответствующих отношений создается путем интегрального воздействия на спортсмена семьи, школы, спортивного коллектива, организаций, осуществляющих воспитательные функции, тренера и других лиц, а также путем самовоспитания. Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий. Личность спортсмена проявляется в процессе социальных взаимоотношений и характеризуется прежде всего ценностью нравственных норм и идейного содержания.
Морально-волевая подготовленность.
Воспитание нравственности у спортсменов является частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание у триатлетов таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим проведение занятий.
В процессе воспитания нравственности тренер целенаправленно воздействует на формирование личности спортсмена и спортивного коллективизма в целом. Такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания, включающие вопросы нравственности, совершенствуют моральные знания спортсмена, влияют на формирование нравственных убеждений и представлений о нравственных ценностях. Однако основным методом формирования норм нравственности является создание в спортивном коллективе практических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества спортсмена.
Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В межличностных отношениях спортсмен проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя в системе отношений, в которые он вступает. Широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных коллективах является метод социометрии. Популярность метода объясняется его доступностью и простотой проведения. Метод социометрии позволяет выявить:
-особенности авторитета каждого триатлета в группе (определение лидера группы);
-отношения сильнейших триатлетов между собой и характер их взаимоотношений с менее сильными спортсменами;
-негативные межличностные связи отдельных обучающихся;
-положение новичков в коллективе;
-сплоченность группы и потребность в общении отдельных триатлетов.
Тренер, используя педагогические наблюдения, характеристики спортсменов, результаты и рекомендации исследований взаимоотношений спортсменов, может установить мотивы, причины и содержательную сторону межличностных отношений и руководствуется ими в создании сплоченного спортивного коллектива.
Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов), мотивы благополучия, познавательные мотивы и другие.
Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели.
При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:
— ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;
— подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;
— развивать спортивное честолюбие;
— стимулировать спортсмена поощрениями;
— развивать положительные традиции команды;
— отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива;
— привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом;
— показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов;
— раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;
— объяснять социальные функции спорта;
— развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному
процессу.
Воспитание волевых качеств.
Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха в занятиях триатлона. В числе основных волевых качеств и черт спортивного характера триатлета обычно выделяют целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Специфика соревнований на дистанциях разной длины накладывает определенные требования к волевым качествам триатлетов. Чем длиннее дистанция, тем более необходима устойчивость и стабильность волевых напряжений.
Воспитание волевых качеств происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода. Для воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях. Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений — выполнением упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается). Для воспитания стойкости и самообладания — тренировка при большом количестве пловцов на одной дорожке, соблюдение заданной скорости бега или темпа при сбивающих факторах. Для воспитания бойцовскиx качеств, воли к победе — обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях.
Уровень волевых качеств спортсмена можно оценить, используя опросник «Психологическая подготовленность», предназначенный для измерения устойчивости к стресс-факторам соревнований, самоконтроля и волевой активности. Ключ опросника: устойчивость к стресс-факторам соревнований—»Да»—2,15,16, 21, 26″. Нет» — 4, 7, 11, 13, 22, 25, 27, 29, 30, 35. Самоконтроль — «Да» — 1, 6, 9, 23, 28, 32, 33. «Нет» — 34. Волевая активность — «Да» — 8, 10, 12,14,18,19, 21, 31. «Нет» — 3, 5,17, 20. Согласно ключу подсчитывается сумма по каждому фактору. При этом за каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 2 балла , а за ответ «Не знаю» — 1 балл. Опросник «Психологическая подготовленность»
Инструкция. Ниже приведены 33 вопроса. На каждый вопрос можно дать три варианта ответа: а) да; б) не знаю, не уверен или не могу ответить; в) нет. Oтвечайте на вопросы следующим образом: 1) вначале прочтите вопрос; 2) выберете один из трех вариантов ответа; 3) отметьте на бланке для ответов против номера вопроса соответствующую букву. Отвечая на вопросы, старайтесь как можно реже выбирать ответ «б». Помните, что это фактический отказ от ответа. Отвечайте искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Теоретическая подготовленность
Интеллектуальные способности являются необходимой предпосылкой роста спортивного мастерства. Интеллектуальная подготовленность отражает познавательную деятельность спортсмена, включающую уже приобретенный опыт и знания, а также способность к дальнейшему его приобретению и применение на практике. В интеллектуальной подготовке триатлета различают его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей. Содержание интеллектуального образования спортсмена составляют знания мировоззренческого характера, знания основ подготовки спортсмена и спортивно-прикладные знания. Кроме специальных теоретических занятий триатлеты получают спортивно-прикладные знания в процессе самой тренировки при объяснении и аргументации тренером содержания тренировочных занятий. По мере роста уровня общеобразовательной подготовки и уровня спортивных достижений происходит более углубленное изучение тем и разделов, связанных со спортивной специализацией.
Форма проведения теоретических занятий зависит от возраста спортсменов. Так, если в группах начальной подготовки это беседы, просмотры кинофильмов, наглядных пособий, то в группах спортивного совершенствования — лекции, самостоятельное изучение, семинары, анализ видеозаписей, тренировочных программ и т.п. Контроль за усвоением знаний осуществляется путем проведения бесед, зачетов, оценки выполненных заданий. Интеллектуальное образование взаимосвязано с мотивацией спортсмена, так как для реализации своих потребностей спортсмен должен знать, что и как необходимо делать для достижения успеха в избранной деятельности. Теоретическая подготовка направлена не только на образование, но и на воспитание интеллектуальных способностей триатлета.
Следует отметить большую роль мышления в познавательной деятельности. Точность средств мышления (представлений, воображении, понятий, суждений, умозаключений), тонкий анализ и точный синтез, а также их соответствие действительности являются необходимыми условиями и предпосылками высокоразвитого интеллекта. Необходимость в мышлении возникает при решении задач, и это нужно учитывать в процессе интеллектуальной подготовки. Интеллектуальная подготовка должна включать элементы самостоятельной работы и носить проблемный характер. Выполнение домашних заданий, требующих спортивно-прикладных знаний, самостоятельное изучение отдельных вопросов тренировки, проведение судейских и инструкторских практикумов способствует усилению интеллектуальных мотивов, развития творческих возможностей триатлета.
На этап начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
юноши | девушки | |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 5,8 с) | Бег на 30 м (не более 6,2 с) |
Гибкость | Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 70 см) | Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 65 см) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 150 см) | Прыжок в длину с места (не менее 140 см) |
Приседания за 15,0 с (не менее 10 раз) | Приседания за 15,0 с (не менее 8 раз) | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз) | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 6 раз) |
Контрольные нормативы
по плаванию для групп начальной подготовки
При успешном выполнении контрольных нормативов занимающийся переводится на следующий этап подготовки. В случае невыполнения контрольных нормативов занимающемуся предлагается повторить пройденный курс обучения.
Год обучения | Контрольные показатели |
1-й, 1-е полугодие | Проплывание 25 м способом кроль на спине и на груди в полной кооринации движений, выполнение контрольных упражнений на задержку дыхания, лежание и скольжение |
1-й, 2-е полугодие | Проплывание 100 м способом кроль на спине и на груди в полной кооринации на оценку техники движений, способом брасс с помощью движений ног |
2-й, 3-е полугодие | Проплывание 50 м способом брасс и дельфин в полной кооринации движений, способом дельфин с помощью движений ног. Проплывание дистанции 200 м кролем на спине и на груди на оценку техники движений. |
2-й, 4-е полугодие | Проплывание 200 м всеми спортивными способами плавания, 200 м комплексным плаванием на оценку техники, выполнение старта и поворотов всеми способами плавания, выполнение юношеского разряда избранным способом. Проплывание дистанции 400 м кролем на груди или на спине на оценку техники движений. |
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисление проводится на конкурсной основе спортсменов, прошедших не менее одного года необходимую подготовку при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации)
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
юноши | девушки | |
Быстрота | Бег 60 м (не более 10,0 с) | Бег 60 м (не более 11,0 с) |
Выносливость | Плавание 300 м (не более 4 мин. 30 с) | Плавание 300 м (не более 5 мин. 0,0 с) |
Бег 1000 м (не более 4 мин. 30 с) | Бег 1000 м (не более 5 мин. 0,0 с) | |
Гибкость | Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 65 см) | Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 165 см) | Прыжок в длину с места (не менее 150 см) |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз) | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз) | |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа | Обязательная техническая программа |
Спортивный разряд | Первый юношеский спортивный разряд |
Контрольные нормативы
по плаванию для учебно-тренировочных групп
При успешном выполнении контрольных нормативов занимающийся переводится на следующий этап подготовки. В случае невыполнения контрольных нормативов занимающемуся предлагается повторить пройденный курс обучения.
Год обучения | Контрольные показатели |
1-й, 1-е полугодие | Проплывание дистанций 50 м и 100 м всеми способами в полной координации. Выполнение старта и поворотов всеми способами. |
1-й, 2-е полугодие | Проплывание дистанции 200 м комплексным плаванием, 100 м избранным способом по III-му разряду. |
2-й, 3-е полугодие | Проплывание дистанций 100 м всеми способами и 200 м комплексным плаванием, оценка по приросту результативности. Выполнение старта и поворотов всеми способами и в комплексном плавании без грубых технических погрешностей. |
2-й, 4-е полугодие | Проплывание дистанции 100 м избранным способом по II-му разряду. 800 м в/с, 200 м комплексным плаванием (оценка по приросту результативности). |
3-й, 5-е полугодие | Проплывание дистанций 100 м всеми способами и 200 м комплексным плаванием. Оценка по приросту результативности. Выполнение старта и поворотов всеми способами и в комплексном плавании в соответствии с модельными характеристиками. |
3-й, 6-е полугодие | Проплывание любой дистанции избранным способом по I-му разряду, 200 м комплексным плаванием, 800 м в/с, оценка по приросту результативности. |
4-й, 7-е полугодие | Проплывание любой дистанции избранным способом, дистанции 200 м комплексным плаванием, 400 м в/с, оценка по приросту результативности. |
4-й, 8-е полугодие | Проплывание любой дистанции избранным способом по разряду КМС. |
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены выполнившие (подтвердившие) норматив КМС. Перевод по годам обучения при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
юноши | девушки | |
Быстрота | Бег 60 м (не более 8,2 с) | Бег 60 м (не более 9,4 с) |
Выносливость | Плавание 500 м (не более 6 мин. 30 с) | Плавание 500 м (не более 7 мин. 00 с) |
Бег 3000 м (не более 10 мин. 30 с) | Бег 3000 м (не более 12 мин. 00 с) | |
Гибкость | Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 65 см) | Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 180 см) | Прыжок в длину с места (не менее 160 см) |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 20 раз) | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 12 раз) | |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа | Обязательная техническая программа |
Спортивный разряд | Кандидат в мастера спорта |
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены, выполнившие норматив МС, МСМК.
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
мужчины | женщины | |
Быстрота | Бег 60 м (не более 7,8 с) | Бег 60 м (не более 8,9 с) |
Выносливость | Плавание 500 м (не более 6 мин. 10 с) | Плавание 500 м (не более 6 мин. 30 с) |
Бег 3000 м (не более 9 мин. 30 с) | Бег 3000 м (не более 11 мин. 00 с) | |
Гибкость | Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 65 см) | Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 190 см) | Прыжок в длину с места (не менее 170 см) |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа | Обязательная техническая программа |
Спортивное звание | Мастер спорта России, мастер спорта России МК |
Контрольные нормативы
по плаванию для групп спортивного совершенствования
Год обучения | Контрольные показатели |
1-й | Проплывание избранных дистанций и дистанции 200 м комплексным плаванием по I- КМС разряду. Выполнение старта и поворотов всеми способами, в соответствии с модельными характеристиками. |
2-й | Проплывание дистанций в соответствии со специализацией по квалификационному нормативу КМС или МС. Выполнение старта и поворотов всеми способами в соответствии с модельными характеристиками. |
3-й | Выполнение норматива МС в избранном виде плавания или улучшение результативности на уровне МС. |
Приёмно-переводные нормативы по СФП.
Юноши.
Этапы подготовки |
Плавание | Велосипед | Бег | ||||||
100м | 400м | 1500м
|
3км | 10км | 20км | 1км | 3км | 5км | |
Начальной подготовки
1-и год 2-й год |
1.45 1.35 |
7.30 7.00 |
— — |
6.00 5.45 |
— — |
— — |
3.40 3.25 |
— — |
— — |
Учебно-тренировочный
До 2-х лет Свыше 2-х лет |
1.25 1.20 |
6.20 6.10 |
— 20.00 |
5.10 4.20 |
16.45 16.00 |
34.00 32.30 |
3.10 3.05 |
11.30 10.50 |
— 18.50 |
Спортивного совершенствования
До 1 года Свыше 1 года |
1.10 1.06 |
5.30 5.10 |
19.30 18.40 |
— — |
— — |
31.00 30.30 |
3.00 2.55 |
10.20 9.50 |
17.30 16.30 |
Девушки.
Этапы подготовки |
Плавание | Велосипед | Бег | ||||||
100м | 400м | 1500м | 3км | 10км | 20км | 1км | 3км | 5км | |
Начальной подготовки
1-и год 2-й год |
1.53 1.43 |
7.50 7.20 |
— — |
6.50 6.20 |
— — |
— — |
4.35 4.10 |
— — |
— — |
Учебно-тренировочный
До 2-х лет Свыше 2-х лет |
1.30 1.25 |
6.40 6.30 |
— 22.45 |
5.40 5.00 |
20.00 18.30 |
41.00 37.30 |
3.55 3.40 |
14.30 13.50 |
— 23.20 |
Спортивного совершенствования
До 1 года Свыше 1 года |
1.16 1.13 |
6.10 6.00 |
21.30 20.40 |
— — |
— — |
36.00 35.00 |
3.20 3.05 |
12.30 11.25 |
21.50 19.35 |
3.2. Требования к результатам реализации программы
Результатами реализации программы является:
3.2.1. На этапе начальной подготовки:
— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
— освоение основ техники по виду спорта триатлон;
— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
— укрепление здоровья спортсменов;
— отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта триатлон.
3.2.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
— приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта триатлон;
— формирование спортивной мотивации;
— укрепление здоровья спортсменов.
3.2.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
— повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
— совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
— стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
— поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
— сохранение здоровья спортсменов.
3.2.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
— достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;
— повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
4.1. Список литературы, использованной для составления программы.
4.2. Список литературы, рекомендуемой обучающимся:
© 2024 МБУ ДО "Спортивная школа №3" · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
МБУ "СШ №3" Нижегородская область, Дзержинск, ул. Маяковского, д.7А