25 февраля 2019      84    

Триатлон

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа № 3»

г. Дзержинска Нижегородской области

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«ТРИАТЛОН»

 

 

                                                                                                          Авторы:

Кирюков Сергей Николаевич,

Родионов Александр Павлович,

тренеры-преподаватели

 

 

 

 

 

Разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной

подготовки по виду спорта триатлон, утвержденного Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 689

 

на плановый период 2015-2025 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск

Нижегородская  область

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка………………………………………………………3 стр.

 

  1. Нормативная часть
    • Организация учебно-тренировочной работы……..…………………….6 стр.
    • Учебно-тематический план………………………………..….…….15 стр.

 

  1. Методическая часть

2.1. Содержание курса……………………………………………………..16 стр.

2.1.1.  Группы начальной подготовки………………………16 стр.

2.1.2. Учебно-тренировочные группы……………………………..16 стр.

2.1.3. Группы спортивного совершенствования  и

высшего спортивного мастерства…..………………..18 стр.

2.2.Структура годового цикла подготовки………………………………..21 стр.

2.3. Структура соревновательной деятельности…………………………32 стр.

2.4. Воспитательная работа и психологическая подготовка……………..33 стр.

 

  • Система контроля и зачетные требования
    • Контрольные нормативы……………………………………………38 стр.
    • Требования к результатам реализации программы……………….44 стр.

 

IV.Информационное обеспечение

4.1. Список литературы, использованной для составления программы,

рекомендуемой педагогам…….…………………………….…………45 стр.

4.2.Список литературы, рекомендуемой обучающимся…..………………45 стр.

 

Пояснительная записка.

 

Триатлон, включающий в себя плавание, велосипедные гонки и бег, является одним из молодых видов спорта и пользуется всё большей популярностью в мире. С 2000г. триатлон включён в программу Олимпийских игр.

В ДЮСШ № 3 г. Дзержинска триатлон начал культивироваться с 1994 года. Деятельность отделения триатлона, как и всей ДЮСШ № 3, регулируется Законом РФ “Об образовании”. Образовательная деятельность осуществляется  в рамках настоящей программы физкультурно-спортивной направленности.

Система подготовки обучающихся основывается на принципах постепенности и от простого к сложному. В связи с этим обучение подразделяется на следующие этапы:

  • Этап начальной подготовки группы начальной подготовки (ГНП) 1-3 годов обучения;
  • учебно-тренировочные группы (УТГ) 1-5 годов обучения;
  • группы спортивного совершенствования (ГСС);
  • группы высшего спортивного мастерства.

Количество обучающихся в группах и количество учебных часов в неделю регламентируется нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ.

Набор обучающихся производится с 10-летнего возраста. Перевод учащихся из одной группы в последующие осуществляется по результатам контрольных соревнований при условии выполнения контрольных нормативов и оформляется приказом директора по школе.

Настоящая программа разработана на основе практических рекомендаций по составлению образовательных программ, с учётом научно-практических и методических разработок в области триатлона, а так же планов подготовки сборных команд России.

 

Цели и задачи программы.

Занятия триатлоном призваны способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов своеобразно способностям.

Программа подготовки триатлетов, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает основные методические положения, на основе которых строятся рациональная единая педагогическая система многолетней спортивной тренировки и обучение в ДЮСШ. Программа призвана обеспечить:

  • преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоническому развитию всех органов и систем организма;
  • преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;
  • целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки триатлетов всех возрастных групп;
  • соразмерность дистанционной подготовленности на каждом этапе возрастного развития;
  • развитие общей и специальной физической подготовки обучающихся;
  • овладение опережающим формированием технико-тактического мастерства;
  • комплексную систему контроля и анализ состояния подготовленности триатлетов, как на этапах подготовки, так и на этапах возрастного развития.

В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности  (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.

На этапе начальной подготовки ставятся задачи:

  • Развитие опорно-двигательного аппарата у детей;
  • Развитие координации движений и гибкости;
  • Освоение навыков плавания кролем на груди и на спине;
  • Обучение бегу на короткие и средние дистанции;
  • Общее закаливание организма;
  • Привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни;
  • Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:

  • Улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;
  • Повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учётом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;
  • Профилактика вредных привычек и правонарушений.

Для спорта высших достижений на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача:

  • Привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов.

Техническое обеспечение  занятий.

Для реализации данной программы  в ДЮСШ № 3 имеется 5 спортивных залов площадью 50-75 кв.м, в том числе один тренажёрный и один тяжёлой атлетики. Помимо этого в осенне-весенний период арендуется плавательный бассейн и манеж для занятий лёгкой атлетикой. Велосипедные тренировки проводятся на шоссе  Москва – Нижний Новгород. В школе имеется мастерская для ремонта велосипедов. Кроме того занятия по лёгкой атлетике в летний период проводятся на стадионе “Химик” и в лесном массиве в районе посёлков Пушкино – Жёлнино. В  летнее время организуются учебно-тренировочные сборы.

Организация врачебного контроля.

Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляется кабинетом врачебного контроля, соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.85г. № 1672).

Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочных групп, осуществляется врачебно-физкультурным диспансером.

Начиная с групп спортивного совершенствования обучающиеся проходят врачебный контроль в областном врачебно-физкультурном диспансере.

Обучающиеся УТГ проходят врачебный контроль 2 раза в год – осенью и весной. Учащиеся ГВСМ и ГСС проходят врачебный контроль 4 раза в год ежеквартально. Помимо этого в случае обнаруженных отклонений в здоровье необходимо проходить углубленное медицинское обследование со сдачей всех необходимых анализов.

Прохождение врачебного контроля во врачебно-физкультурном диспансере оформляется приказом по школе.

В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности  (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.

  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

  • Организация учебно-тренировочной работы

 

Продолжительность этапов спортивной подготовки,

минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки

и минимальное количество лиц,

проходящих спортивную подготовку в группах

на этапах спортивной подготовки

 

Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек) Максимальный объём учебно-тренировочной работы
Этап начальной подготовки 3 10 14-15 6-8ч.
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 5 10 10-12 12-18ч.
Этап совершенствования спортивного мастерства без ограничений 14 6-8 24-28ч.
Этап высшего спортивного мастерства без ограничений 15 1-5 32ч.

 

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки

Разделы подготовки Этапы и годы спортивной подготовки
этап начальной подготовки тренировочный этап (этап спортивной

специализации)

этап совершенствования спортивного мастерства этап высшего спортивного мастерства
1 год свыше года до двух лет свыше двух лет
Общая физическая подготовка (%) 25-40 20-35 14-20 10-15 8-12 8-12
Специальная физическая подготовка (%) в том числе: 35-50 40-55 45-60 48-62 50-62 52-66
плавательный сегмент 30-40 35-45 25-35 24-30 22-26 18-22
велосипедный сегмент 8-10 12-16 16-20 20-26
беговой сегмент 5-10 5-10 12-15 12-16 12-16 14-18
Техническая подготовка (%) в том числе: 18-22 18-24 18-24 18-24 16-20 11-15
плавательный сегмент 16-18 14-16 8-10 6-8 5-6 4-5
велосипедный сегмент 1-3 4-5 5-6 4-5 2-3
беговой сегмент 2-4 3-5 4-5 5-6 5-6 4-5
транзитная зона 2-4 3-4 2-3 1-2
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 3-5 3-5 5-7 5-7 8-11 8-12
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 0,5-1 1-3 3-4 5-6 6-7 7-9

 

Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта триатлон

 

Физические качества и телосложение Уровень влияния
Скоростные способности среднее влияние
Мышечная сила среднее влияние
Вестибулярная устойчивость среднее влияние
Выносливость значительное влияние
Гибкость среднее влияние
Координационные способности среднее влияние
Телосложение среднее влияние

 

 

Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки

 

Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
этап начальной подготовки тренировочный этап (этап спортивной специализации) этап совершенствования спортивного мастерства этап высшего спортивного мастерства
до года свыше года до двух лет свыше двух лет
Количество часов в неделю 6 9 12-16 18 28 32
Количество тренировок в неделю 3 4 6-8 7-12 9-14 9-14
Общее количество часов в год 312 468 624-832 936 1456 1664
Общее количество тренировок в год 156 208 312-416 364-624 468-728 468-728

 

 

Планируемые показатели соревновательной деятельности

 

Виды соревнований Этапы и годы спортивной подготовки
этап начальной подготовки тренировочный этап (этап спортивной специализации) этап совершенствования спортивного мастерства этап высшего спортивного мастерства
до года свыше года до двух лет свыше двух лет
Контрольные 4-6 6-9 10-15 12-18 15-20 15-20
Отборочные 2-3 3-4 4-6 4-6 4-6
Основные 2-3 3-4 4-5 6-10

 

 

Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для прохождения спортивной подготовки

 

N п/п Наименование спортивного инвентаря Единица измерения Количество изделий
1. Автомобиль легковой для сопровождения штук 1
2. Велостанок универсальный штук 1
3. Камеры штук 10
4. Капсула каретки штук 20
5. Набор передних шестеренок штук 6
6. Насос для подкачки покрышек штук 2
7. Покрышки штук 10
8. Спицы штук 50
9. Тормозные колодки комплект 20
10. Тормозные диски штук 7
11. Троса и рубашки переключения штук 100
12. Цепи с кассетой штук 20
13. Чашки рулевые комплект 10
14. Эксцентрики штук 10
Дополнительное и вспомогательное оборудование, спортивный инвентарь
15. Верстак железный с тисками штук 1
16. Доска информационная штук 1
17. Дрель ручная штук 1
18. Дрель электрическая штук 1
19. Микроавтобус для перевозки велосипедов и снаряжения штук 1
20. Мяч набивной (медицинбол) 3,0 кг штук 3
21. Мяч футбольный штук 1
22. Набор инструментов для ремонта велосипедов комплект 1
23. Набор слесарных инструментов комплект 1
24. Переносная стойка для ремонта велосипедов штук 1
25. Планшет комплект 1
26. Рулетка металлическая 20 м штук 1
27. Секундомер штук 1
28. Средства обслуживания велосипеда (смазки, спреи, щетки) штук 4
29. Станок для правки колес и спицной ключ комплект 2
30. Станок сверлильный штук 1

 

 

Перечень тренировочных сборов

 

N п/п Вид тренировочных сборов Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней) Оптимальное число участников сбора  
этап высшего спортив-ного мастерства этап совершенствования спортивного мастерства тренировочный этап (этап спортивной специализации) этап начальной подготовки  
1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям  
1.1. Тренировочные сборы к предсезонной подготовке 21 21 21 определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку  
1.2. Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России 21 21  
1.3. Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям 18 18 14  
1.4. Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации 14 14 14  
2. Специальные тренировочные сборы  
2.1. Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке 18 18 14 не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе  
2.2. Восстановительные тренировочные сборы до 14 дней участники соревнований  
2.3. Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования до 3 дней, но не более 2 раз в год в соответствии с планом комплексного медицинского обследования  
2.4. Тренировочные сборы в каникулярный период до 21 дня подряд и не более двух сборов в год не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе  
2.5. Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта до 42 дней в соответствии с правилами приема

 

 

 

 

 

Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование

 

N
п/п
Наименование спортивной экипировки индивидуаль-ного пользования Единица измерения Расчетная единица Этапы спортивной подготовки
этап начальной подготовки тренировочный этап (этап спортивной специализации) этап совершенствования спортивного мастерства этап высшего спортивного мастерства
кол-во срок эксплуатации (лет) кол-во срок эксплуатации (лет) кол-во срок эксплуатации (лет) кол-во срок эксплуатации (лет)
1 Велосипед гоночный шоссейный штук на

занимающегося

1 2 1 2 1 1 1 1
2 Запасные колеса шоссейные комплект на

занимающегося

1 2 1 2 1 1
3 Велостанок универсальный штук на

занимающегося

1 3 1 2 1 2
4 Покрышки для различных условий трассы комплект на

занимающегося

2 1 3 1 4 1 8 1
5 Камеры к соответствующим покрышкам комплект на

занимающегося

2 1 3 1 4 1 8 1
6 Велошлем штук на

занимающегося

1 2 1 1 2 2 2 2
7 Очки защитные штук на

занимающегося

1 2 2 2 2 1

 

Обеспечение спортивной экипировкой

 

N п/п Наименование спортивной экипировки индивидуального пользования Единица измерения Расчетная единица Этапы спортивной подготовки
этап начальной подготовки тренировочный этап (этап спортивной специализации) этап совершенствования спортивного мастерства этап высшего спортивного мастерства
кол-во срок эксплуатации (лет) кол-во срок эксплуатации (лет) кол-во срок эксплуатации (лет) кол-во срок эксплуатации (лет)
1. Беруши пар на

занимающегося

1 1 1 1 1 1
2. Велоперчатки пар на

занимающегося

2 1 2 1 2 1
3. Велорубашка штук на

занимающегося

1 1 2 1 2 1
4. Велотрусы пар на

занимающегося

3 1 5 1 8 1
5. Велотуфли пар на

занимающегося

1 1 1 1 1 1
6. Велошлем штук на

занимающегося

1 2 1 2 2 2 2 2
7. Костюм (комбинезон) для плавания штук на

занимающегося

1 1 2 1
8. Костюм спортивный тренировочный штук на

занимающегося

1 1 1 1 1 1
9. Кроссовки легкоатлетические пар на

занимающегося

1 1 1 1 2 1
10. Купальник (для женщин) штук на

занимающегося

2 1 2 1 2 1 2 1
11. Обувь для бассейна (тапки, шлепанцы, сандалии) пар на

занимающегося

1 1 1 1 2 1 2 1
12. Очки для плавания пар на

занимающегося

2 1 2 1 2 1 2 1
13. Плавки (для мужчин) шт. на

занимающегося

2 1 2 1 2 1 2 1
14. Полотенце штук на

занимающегося

2 1 1 1 1 1 1 1
15. Футболка спортивная штук на

занимающегося

1 1 1 1 2 1
16. Шапочка для плавания штук на

занимающегося

2 1 2 1 3 1 3 1
17. Шорты спортивные пар на

занимающегося

1 1 1 1 2 1


  • Учебно-тематический план.

Распределение в часах отдельных видов подготовки по годам обучения.

 

№ п/п

Раздел подготовки

Группы
ГНП УТГ ГСС
до года свыше

года

1 год 2 год 3 год 4-5 год 1 год 2 год свыше 2-х лет
1 Общая физическая подготовка 100

 

120 140 140 140 140 140 140 140
2 Специальная физическая подготовка 166 242 424 390 680 670 908 1106 1096
3 Спортивно-техническая подготовка 20 20 20 30 30 30 40 40 40
4 Участие в контрольных тренировках и соревнованиях 6 12 15 18 30 32 48 54 64
5 Тактическая подготовка 2

 

2 4 10 12 14 16 16 16
6 Теоретическая подготовка 10

 

10 10 12 12 12 14 16 16
7 Приёмные и контрольные нормативы 6 6 8 10 12 14 18 20 20
8 Восстановительные мероприятия 10 16 20 54 54 54
9 Медицинское обследование 2

 

4 4 4 4 4 10 10 10
  Общее количество часов 312 416 624 624 936 936 1248 1456 1456

 

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1.Содержание курса.

2.1.1. Группы начальной подготовки

Теоретический материал.

  1. Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке.
  2. Режим дня и личная гигиена.
  3. Значение физических упражнений для здоровья человека.
  4. Значение утренней гимнастики и закаливания.
  5. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений.
  6. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности.
  7. Первая помощь при травмах на занятии.

 

Практические занятия.

 

  • Упражнения на развитие гибкости, ловкости, координации движений;
  • Обучение плаванию кролем на спине и на груди;
  • Обучение бегу на короткие и средние дистанции.

В недельном тренировочном цикле проводятся два занятия в бассейне по обучению детей плаванию и одно занятие в спортивном зале гимнастикой и спортивными играми.

Основное внимание уделяется совершенствованию техники плавания, повышению уровня ОФП, развитию координации движений за счёт использования в тренировках спортивных игр.

Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.

 

2.1.2. Учебно-тренировочные группы (УТГ).

 

Теоретический материал.

  1. Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека. Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков.
  2. Личная и общественная гигиена. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.
  3. Закаливание организма. Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем.
  4. Рождение и развитие триатлона. История триатлона.
  5. Выдающиеся отечественные триатлеты. Чемпионы и призеры соревнований по триатлону.
  6. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля. Его форма и содержания.
  7. Общая характеристика спортивной тренировки. Понятие о спортивной тренировке. Её цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль спортивного режима питания.
  8. Основные средства спортивной тренировки. Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки.
  9. Физическая подготовка. Понятие о физической подготовке. Основные сведения о её содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, особенности их развития.
  10. Единая Всероссийская спортивная классификация. Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК.

 

Практические занятия.

 

  • Плавательная подготовка
  • Велосипедная подготовка – езда по кроссу, езда по пресечённой местности. Изучение  и применение техники владения велосипедом.
  • Бег – поддерживающие и развивающие тренировки.
  • Широкое применение средств ОФП.

 

Учебно-тренировочные занятия проводятся по тому же принципу, что и для групп спортивного совершенствования (ГСС), но по более упрощённой схеме и не должен превышать 3 зоны интенсивности, где максимальная  частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 180-185 уд/мин.

 

 

Схема годового цикла для УТГ.

Подготовительный период

·        Втягивающий этап

·        Базовый этап

1.11. – 1.04.

1.11. – 1.01.

2.01. – 1.04.

Соревновательный период 2.04. – 1.10.
Переходный период 2.10. – 1.11.

 

При планировании тренировочного процесса в соревновательный период, необходимо в случае длительного перерыва между соревнованиями предусмотреть восстановительно-поддерживающий этап со снижением тренировочных нагрузок.

В остальном тренировочный процесс строится по принципу ГСС с уменьшением объёмов тренировочных нагрузок до 50% для УТГ –1, УТГ –2 и до 75% для УТГ –3, УТГ –4.

 

2.1.3. Группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

 

Теоретический материал.

  1. Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека. Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков.
  2. Личная и общественная гигиена. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.
  3. Закаливание организма. Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем.
  4. Рождение и развитие триатлона. История триатлона.
  5. Выдающиеся отечественные триатлеты. Чемпионы и призеры соревнований по триатлону.
  6. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля. Его форма и содержания.
  7. Общая характеристика спортивной тренировки. Понятие о спортивной тренировке. Её цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль спортивного режима питания.
  8. Основные средства спортивной тренировки. Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки.
  9. Физическая подготовка. Понятие о физической подготовке. Основные сведения о её содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, особенности их развития.
  10. Единая Всероссийская спортивная классификация. Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК.

 

Общие задачи подготовки в группах спортивного совершенствования:

  • Развитие специальной силовой выносливости, максимальной силы, скоростно-силовых качеств, формирование ритмико-темповой структуры.
  • Развитие адаптационных возможностей посредством занятий в жестком тренировочном режиме, вызывающим мобилизацию функций организма в различных зонах интенсивности выполнения нагрузки.
  • Развитие скоростной выносливости и анаэробной производительности с помощью упражнений в трех видах спорта в 4-ой зоне аэробного обеспечения восстановительных процессов.
  • Развитие общей выносливости посредством объемных тренировок в плавании, беге, велосипеде в 3-ий зоне интенсивности при восстановительных процессах аэробного обеспечения.
  • Техническая подготовка в велосипедном спорте.
  • Техническая и тактическая подготовка прохождения соревновательных дистанций в целом триатлоне и в отдельных видах, составляющих триатлон.
  • Подготовка и отработка сложного элемента соревнований, такого как транзитная зона.

Основные требования к занимающимся на  этапе спортивного совершенствования:

  • физическая и техническая подготовленность, характерная для современного уровня развития спорта высших достижений,
  • соответствие морфофункциональных характеристик с возросшим уровнем скоростно-силовых качеств,
  • повышение эффективности движений,
  • укрепление здоровья и специальной подготовленности,
  • расширение тактического и технического мастерства,
  • овладение теоретическими знаниями и самоконтролем за тренировочным процессом,
  • наивысшая морально-волевая подготовленность.

Основные средства:

  • все многообразие упражнений разносторонней и специальной физической подготовки,
  • участие в соревнованиях от городских до международных,
  • витаминизация, медицинские восстановительные процедуры, гигиенические факторы.

Задачи подготовки девушек 14- летнего возраста:

  • Развитие общей и скоростной выносливости на средних и длинных дистанциях посредством введения в тренировку микроциклов с ударными нагрузками, с жесткими режимами, вызывающими повышенную мобилизацию функций организма;
  • Развитие специальной силовой выносливости, максимальной силы посредством прогрессивно возрастающего сопротивления, с помощью кратковременных максимальных напряжения, методом изометрических напряжений, развитие скоростно-силовых способностей, используя упражнения на суше и в воде при уменьшенной и увеличенной силе сопротивления движению;
  • Формирование с использованием самоанализа оптимальной координационной структуры двигательных действий в спортивных способах плавания, стартах и поворотах;
  • Развитие скоростных качеств на дистанциях 25 и 50 м;
  • Выбор специализации
  • Психологическая и тактическая подготовка при подготовке и прохождении соревновательной дистанции.

Задачи подготовки девушек 15- летнего возраста:

  • Подготовка по узкой спортивной специализации в соответствии со способностями;
  • Развитие быстроты движений посредством упражнений специализированного и общего характера на суше и в воде;
  • Развитие скоростно-силовых качеств с помощью специальных упражнений на суше и в воде;
  • Развитие общей выносливости посредством сочетания плавания во 2 — 4-ой зонах интенсивности;
  • Развитие скоростной выносливости на основной и дополнительной дистанциях;
  • Адаптация к нагрузкам высокой интенсивности.

Задачи подготовки юношей 16- летнего возраста:

  • Развитие специальной силовой выносливости, максимальной силы и скоростно-силовых качеств, формирование ритмо-темповой структуры при уменьшенной силе сопротивления движению упражнениями на суше и в воде;
  • Развитие адаптационных возможностей посредством занятий с жесткими тренировочными режимами, вызывающими мобилизацию функций организма, в различных зонах интенсивности выполнения нагрузки;
  • Выбор спортивной специализации;
  • Развитие скоростной выносливости и анаэробной производительности с помощью плавательных упражнений в 4-ой зоне интенсивности на фоне аэробного обеспечения восстановительных процессов;
  • Развитие общей выносливости посредством объемного плавания в 3-й зоне интенсивности при восстановительных процессах аэробного обеспечения;
  • Техническая и тактическая подготовка прохождения различных дистанций.

Задачи подготовки девушек 16- летнего возраста и юношей 17- летнего возраста:

  • Увеличение суммарного объема тренировочной работы по сравнению с предыдущим годом;
  • Увеличение количества тренировок с большими нагрузками;
  • Использование на занятиях в большом количестве сочетаний тренировочных режимов анаэробной и аэробной направленности с учетом дистанции и способа плавания;
  • Расширение соревновательной практики;
  • Расширение резервных возможностей организма, интенсифицирующих процессы восстановления после напряженных нагрузок;
  • Развитие адаптации к психической напряженности путем создания на занятиях жесткой конкуренции и соревновательной обстановки.

Основные требования к занимающимся на этапе спортивного совершенствования:

На этапе базовой спортивного совершенствования учащимся достигается физическая и техническая подготовленность, характерная для современного уровня развития спорта высших достижений, соответствие морфофункциональных характеристик с возросшим уровнем скоростно-силовых качеств, повышение эффективности гребковых движений, укрепление здоровья и специальной плавательной подготовленности, расширение тактического и технического мастерства, овладение теоретическими знаниями и самоконтролем за тренировочным процессом, наивысшая морально-волевая подготовленность.

Основные средства:

всё многообразие упражнений разносторонней и специальной физической подготовки на суше, участие в соревнованиях от городского до всероссийского масштаба, витаминизация, медицинские восстановительные процедуры (водные процедуры, сауна, массаж), гигиенические факторы.

Для методики подготовки в группах спортивного совершенствования характерно существенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, удельного веса упражнений в смешанной аэробно-анаэробной зоне, повышение интенсивности тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочных нагрузок на основе постоянного врачебно-педагогического контроля.

 

2.2.Структура годового цикла подготовки

 

Основные задачи годового цикла.

  • Демонстрация наивысших спортивных результатов в основных соревнованиях .
  • Отбор в молодёжную сборную команду России наиболее перспективных и талантливых спортсменов.
  • Совершенствование технико-тактического мастерства /овладение способами и приёмами ведения спортивной борьбы, способностью самостоятельно и оперативно решать двигательные задачи в условиях соревновательной деятельности/.
  • Совершенствование специальной выносливости, функциональной подготовленности и др. задачи.

Исходя из календаря в годовом цикле предполагается двухцикловое планирование подготовки. Основные соревнования Первенство Мира в начале ноября и Первенство Европы в середине июля.

 

Планируемая схема годового цикла.

1 ноября  – 12 ноября . (54 недельных микроцикла).

 

Подготовительный период.

 

 

·        Втягивающий этап.

 

 

·        Базовый этап (специально-подготовительный).

 

·        Второй базовый этап.

 

 

·        Третий базовый этап.

01.11  – 02.04.

(1 – 22 микроциклы)

22

01.11. – 28.11.

(1-4 микроциклы)                                                                          4

29.11-2.01.

(5-9 микроциклы)                                                                      5

03.01. – 20.02

(10-16 микроциклы)

6

21.02. – 02.04

(17-22 микроциклы)

6

Первый соревновательный период.

 

 

·        Первый основной этап.

 

·        Восстановительно-поддерживающий этап.

 

·        Контрольно-подготовительный этап.

 

 

·        Предсоревновательный этап.

 

 

·        Второй основной этап.

 

03.04. – 30.07

(23-39 мик-лы)

17

03.04. – 07.05

(23-27 микроциклы)

5

08.05. – 21.05

(28-29 микроциклы)

2

22.05.- 18.06

(30-33 микроциклы)

4

19.06-2.07.

(34-35 микроциклы)

2

03. 07.- 16.07.

(36-37 микроциклы)                                                             2

Переходный период (восстановительно-поддерживающий). 17.07.-30.07.

(38-39 мик-лы)                                                                2

Второй соревновательный период.

 

31.07.-22.10.

(40-51 мик-лы)                                                                     12

Переходный период.

 

23.10.-12.11.

 (52-54 мик-лы)                                                                         3

 

Подготовительный период.

1ноября  – 2 апреля  (1 -22 микроциклы).

Подготовка в подготовительном периоде делится на 4 этапа:

  • Втягивающий 1.11-28.11 (1-4 микроциклы)
  • 1-й базовый 11-2.01 (5-9 микроциклы)
  • 2-й базовый 01-20.02 (10-16 микроциклы)
  • 3-й базовый 02-2.04 (17-22 микроциклы)

Общий объём тренировочной нагрузки в подготовительном периоде. (планируемый) Плавание – 320км (110ч), Велосипед – 4650км (148ч), Бег – 1410км (108ч), ОФП – 32ч

 

Втягивающий этап подготовительного периода.

1-28 ноября  (1- 4 микроциклы).

Основные задачи:

  • постепенное подведение спортсмена к эффективному выполнению специальной тренировочной нагрузки,
  • укрепление опорно-двигательного аппарата, мускулатуры,
  • развитие силовых качеств и др.

 

 

Распределение микроциклов:

  1. ВТЯГИВАЮЩИЙ: нагрузка ниже средней.
  2. ВТЯГИВАЮЩИЙ: нагрузка ниже средней.
  3. РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя + 1 занятие с большой нагрузкой.
  4. ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя + 1 занятие с большой нагрузкой.

Плавание – 55км –19 .00     46,3%

Велосипед – 200км –10.00   24,4%

Бег             – 150 км –12.00   29,3%

ОФП                          – 8.00

Общий объём в часах – 49.00

Плавательная подготовка занимает наибольшее время на данном этапе – 46,3% от общего времени СФП. Продолжительность занятий в плавании от 2 до4 км.

Велосипедная подготовка – езда по кроссу, езда по пресечённой местности. Решаемые задачи: умение владеть велосипедом, совершенствование технического мастерства.

Бег – поддерживающие и развивающие тренировки. Широкое применение средств ОФП.

Средний еженедельный объём СФП:

ПЛАВАНИЕ – 13,7км/нед

ВЕЛОСИПЕД – 50км/нед

БЕГ – 37,5км/нед

 

1-й базовый этап (специально-подготовительный)

подготовительного периода. 29 ноября – 2 января (5-9 микроциклы).

Основные задачи этапа:

  • Совершенствование общей и специальной выносливости,
  • повышение способности переносить значительные объёмы тренировочных нагрузок,
  • совершенствование технико-тактического мастерства,
  • повышение функциональных возможностей,
  • развитие силовой выносливости.

Распределение микроциклов:

  1. РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя.
  2. ОБЪЁМНЫЙ: нагрузка значительная.
  3. ОБЪЁМНЫЙ: нагрузка значительная.
  4. КОНТРОЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя.
  5. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ: нагрузка ниже средней.

Плавание – 70км –25 .00     25,8%

Велосипед – 1300км –46.00   47,4%

Бег             – 345 км –26.00   26,8%

ОФП                          – 8.00

Общий объём в часах – 105.00

 

На 8 микроцикле планируется контрольная тренировка:

  • Плавание 1500(750)м
  • Велогонка 20 (2 х 10)км
  • Бег 5км (тест 10км)

 

Модель недельного микроцикла в первой половине базового мезоцикла

для ГВСМ/ГСС (-25%) октябрь – декабрь.

 

Дни недели/ продолжительность 1- я тренировка 6.30 2 –я тренировка
Понедельник/ 20 45, Плавание: разминка 400м

o  150кс+ 150кр х 2 сер

o  50ноги кр+150Н/СП в л.к.

o  400м упр кр

o  кр 16х50 в 1 мин

2800м

1

2

2

 

1

2

Бег р-ка – 30-40,, ОРУ 10,

o   КСУ 1сер на отр 30м

o   Барьеры 6 сер

o   Спринт выпр на месте + ускор на отр 25м х 8р

o   Отжим 20,, + ускор 30мх8р

o   Зам бег 10, упр на пресс жив/сп 2х25р

Вторник /3015, Плавание: р-ка 500м

o   Упр дф 100м+150кр х 6сер

o   Кр 4 х 300 отд 45,,

o   Ноги сп 200м

o   Бр 2 х 100м+ кр 2 х 200м

3000м

1

2

2

1

1-2

Фартлек 12/15км ОРУ10,

Прыжковая серия на отр 100м х 8р (многоскоки)

Бег на технику 8 х 100м/100м змейкой

Пресс, упр на растяжку

Зам бег 10,

Среда /30 10, Плавание: р-ка 500м

200кс +200сп х 2 сер

бр 400м х 2сер

400кр/сп ноги

8 х 50 упр R 1.10,

3000м

1

2

2

1

2

Кросс 10 10, – 10 20, ОРУ 10,

КСУ на отр 60м х 2сер

ОФП силовая тренировка на верхний плечевой пояс 50,

Четверг/ 2050, Плавание: р-ка 600м

1000м (50пр, 50лев, 50разд, 50н)

1000м (50кр,50коор, 50н сп,50сп)

8 х 25м зад. Дых с откуп 200м сп

3000м

1

2

2

 

2

Велостанок 2х20мин ОРУ 10,

Выпрыгивания 6 х 30р

Бег равномерно на 3,5 балла 40,

Пятница/ 2030, Плавание: р-ка 600м

(150кмп 150кр) 900м

800м (150сп 50дф)

600м (150кр 50н)

4 х 25м кр дф

3100м

1

2

2

1

2

ОФП на руки 10

Бег равномерный с элементами ускорения на отр 400 – 600 м

Суббота/ 2010, Плавание: р-ка 600м

1500м кр равномерно

600м упр

400м н сп/дф

3000м

1

2

1

2

Бег равномерно 30-40, ОРУ 10,

КСУ 2 сер на отр 30м

Упр пресс сп/живот 2 х 30р

Воскресенье/ 20 Кросс 20км ОРУ 20,    
Сумма Плавание 18км, Бег 80км, ОФП 3 часа, ОРУ 1 час.

 

 

2-й базовый этап подготовительного периода.

3 января – 20 февраля (10-16 микроциклы).

На втором этапе продолжают решаться задачи предыдущего этапа с учётом более высокого уровня подготовленности спортсменов и объёмов выполненных тренировочных нагрузок и результатов контрольных тренировок.

Распределение микроциклов:

  1. РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя.
  2. РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка выше средней.
  3. ОБЪЁМНЫЙ: нагрузка значительная.
  4. КОНТРОЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка выше средней.
  5. ОБЪЁМНЫЙ: нагрузка значительная.
  6. КОНТРОЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя.
  7. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ: нагрузка ниже средней.

 

Плавание – 105км –35 .00     25,7%

Велосипед – 1800км 62.00   45,6%

Бег             – 525 км –39.00   28,7%

ОФП                          – 10.00

Общий объём в часах – 146.00

 

Средний еженедельный объём:

Плавание – 15км/нед

Велосипед – 257км/нед

Бег – 75км/нед

На 13 и 15 микроциклах проводятся контрольные тренировки и тесты по СФП.

 

3-й базовый этап подготовительного периода.

21 февраля – 2 апреля (17 -22 микроциклы)

Основные задачи:

  • Совершенствование специальной выносливости,
  • Повышение интенсивности тренировочных нагрузок,
  • Совершенствование технико-тактического мастерства,
  • Адаптация организма к условиям соревновательной деятельности (сочетание видов спорта, трассе основных соревнований и др.

На третьем этапе происходит значительное снижение объёмов тренировочных нагрузок с повышением интенсивности. Чаще проводятся тренировочные занятия приближенные к условиям соревновательной деятельности.

 

Плавание – 90км –30 .00     28,8%

Велосипед – 1350км 56.00   44,2%

Бег             – 390 км –28.00   27%

ОФП                          – 6.00

Общий объём в часах – 110.00

 

Средний еженедельный объём:

Плавание – 15км/нед

Велосипед – 225км/нед

Бег – 65км/нед

Распределение тренировочных нагрузок по зонам интенсивности в подготовительном периоде для ГСС и ГВСМ.

 

Втягивающий Плавание 55км Велосипед 200км Бег 150км
1-я зона 30% -16,5км 80% — 160км 66,7% — 100км
2-я зона 60% — 33км 20% — 40км 33,3% — 50км
3+4 зоны 15% — 5,5км    
1-й базовый Плавание 70 км Велосипед1300км Бег 345 км
1-я зона 20% — 14км 30% — 390км 40% — 138км
2-я зона 60% — 42км 60% -780км 50% — 173км
3+4 зоны 20% — 14км 10% — 130км 10% — 34км
2-й базовый Плавание  105км Велосипед1800км Бег 525 км
1-я зона 20% — 21км 25% — 450км 30% -158км
2-я зона 55% — 58 км 55% — 990км 50% — 262км
3+4 зоны 25% — 26км 20% — 360км 20% — 105км
3-й базовый Плавание 90км Велосипед1350км Бег 390 км
1-я зона 20% -18 км 20% — 270км 30% -117км
2-я зона 55% — 50 км 55% — 743 км 50% — 195км
3+4 зоны 25% — 22 км 25% — 337км 20% — 78км
Общий объём за период: 1-я зона

2-я зона

3+4 зона

Плавание 320км Велосипед4650км Бег 1410 км
21,7 % — 69,5км 27,7% — 1270км 36,4% — 513км
57,2 % — 183км 54,9% — 2553км 48,2% — 680км
21,1 % — 67,5км 17,4% — 827км 15,4% — 217км
Средний еженедельный объём км  

14,5км/нед

 

211км/нед

 

64,1км/нед

 

Первый соревновательный период.

3 апреля – 16 июня  (23-27 микроциклы).

 

В этом периоде предстоит участие в главных соревнованиях годового цикла. Планируемая продолжительность 1-го соревновательного периода – 15 недельных циклов.

Деление соревновательного периода на этапы:

1-ый основной этап.

3 апреля – 7 мая (23-27 ик-лы).

Плавание – 50км –16 .00     22,2%

Велосипед – 1100км 38.00   52,8%

Бег             – 390 км –18.00   25%

ОФП                          – 4.00

Общий объём в часах – 80.00

На данном этапе тренировочные занятия проводятся по времени, близком к времени старта предстоящих соревнований. После основной тренировки проводится тренировка в восстановительном режиме. Количество тренировочных занятий в день 1-2. Нагрузка средняя – ниже средней.

Значительное время в начале этапа занимает метод моделирования соревновательной деятельности.

Распределение микроциклов:

  1. Моделирующий.
  2. Предсоревновательный.
  3. Предсоревновательный
  4. Соревновательный.
  5. Восстановительно-поддерживающий.

 

Средний еженедельный объём: Плавание – 10км/нед, Велосипед – 220км/нед,      Бег – 50  км/нед.

 

Общий объём тренировочных нагрузок и их распределение по зонам интенсивности в первом соревновательном периоде.

 

1-й основной Плавание 50км Велосипед1100км Бег 150км
1. 2. 3. 4.
1-я зона 30% -15км 35% — 385км 30% — 75км
2-я зона 60% — 20км 35% — 385км 45% — 112км
3+4 зоны 10% — 15км 30% — 330км 25% — 63
Восстан-поддер. Плавание 24 км Велосипед300км Бег 100 км
1-я зона 50% — 12км 45% — 135км 30% — 30км
2-я зона 40% — 9,6км 45% — 135км 60% — 60км
3+4 зоны 10% — 2,4км 10% — 30км 10% — 10км
Контр.-подготов. Плавание  48км Велосипед1000км Бег 260 км
1. 2. 3. 4.
1-я зона 40% — 19,2км 30% — 300км 30% -78км
2-я зона 30% — 14,4 км 40% — 400км 40% — 104км
3+4 зоны 30% -14,4км 30% — 300км 30% — 78км
Предсоревновательн. Плавание 20км Велосипед400км Бег 100 км
1-я зона 50% -10 км 40% — 160км 40% -40км
2-я зона 20% — 4 км 35% — 140 км 40% — 40км
3+4 зоны 30% — 6 км 25% — 100км 25% — 20км
2-й основной Плавание 16км Велосипед 360км Бег 100 км
1-я зона 45% -7,2 км 40% — 144км 40% -40км
2-я зона 30% — 4,8 км 40% — 144 км 40% — 40км
3+4 зоны 25% — 4 км 20% — 72км 25% — 20км
Общий объём за период: 1-я зона

2-я зона

3+4 зона

Плавание 158км Велосипед3160км Бег 810 км
40,1% — 63,4км 35,6% — 1124км 32,5% — 263км
33,4% — 52,8км 38,1% — 1204км 43,3% — 351км
26,6% — 41,8км 26,3% — 832км 24,2% — 196км

 

Восстановительно-поддерживающий этап.

8-21 мая  (28-29 микроциклы).

Основная задача – восстановление после высоких физических и психологических нагрузок.

Тренировочные занятия проводятся в восстановительно-поддерживающем режиме. Количество тренировочных занятий в день 1-2. интенсивные тренировочные занятия не планируются.

  1. Восстановительно-поддерживающий. Нагрузка ниже средней.
  2. Восстановительно-поддерживающий. Нагрузка ниже средней.

Рекомендуемый объём тренировочных нагрузок:

Плавание 24км 8.00 30,7% 12км/нед
Велосипед 300км 11.00 42,3% 150км/нед
Бег 100км 7.00 27% 50км/нед
ОФП   2.00    

Общее тренировочное время: 28.00

 

Контрольно-подготовительный этап.

22 мая – 18 июня  (30-33 микроциклы).

Плавание – 48км –16 .00     23,2%

Велосипед – 1000км 34.00   49,3%

Бег             – 260 км –19.00   27,5%

ОФП                          – 2.00

Общий объём в часах – 71.00

  1. Развивающий: нагрузка средняя.
  2. Предсоревновательный: нагрузка ниже средней.
  3. Соревновательный: нагрузка средняя.

Планируемый еженедельный объём: Плавание 12км/нед, Велосипед – 250км/нед, Бег – 65км/нед.

 

Предсоревновательный этап.

19 июня  -2 июля (34-35 микроциклы).

Основные задачи:

  • Устранение незначительных пробелов в предыдущей подготовке,
  • Подведение к состоянию наилучшей подготовленности для демонстрации наивысшего результата на первенстве Европы.

 

Тренировочные занятия проводятся 1-2 раза в день.

  1. Подводящий: нагрузка ниже средней.
  2. Подводящий: нагрузка ниже средней.
Плавание 20км 7.00 25,9% 10км/нед
Велосипед 800км 13.00 48,2% 200км/нед
Бег 100км 7.00 25,9% 50км/нед

Общее тренировочное время: 27.00

Второй основной этап.

3-16 июля (36-37 микроциклы).

Основная задача: демонстрация наивысших спортивных результатов на первенстве Европы.

  1. Соревновательный: ниже среднего.
  2. Соревновательный: ниже среднего.

 

Планируемый объём на данном эпапе:

Плавание 16км 5.00 20,8% 8км/нед
Велосипед 360км 12.00 50% 180км/нед
Бег 160км 7.00 29,2% 50км/нед

 

 

Рабочие зоны интенсивности по частоте сердечных сокращений (ЧСС) для построения учебно-тренировочных занятий в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

 

№ зоны Интенсивность от max. ЧСС
min max
1. 50-70% 100 140
2. 70-80% 140 160
3. 80-90% 160 180
4. 90-100% 180 200

 

Численный состав занимающихся и максимальный объём учебно-тренировочной работы.

 

Этапы подготовки Период обучения Минимальная наполняемость групп Максимальный объём учебно-тренировочной работы
Начальной

подготовки

до года

свыше года

15

14

6

8

Учебно-тренировочный до 2-х лет

свыше 2-х лет

10

8

12-14

16-18

Спортивного совершенствования

До года

Свыше года

8

6

24

28

Высшего спортивного мастерства  

Весь период

 

3

 

32

 

 

 

Распределение по месяцам суммарных величин нагрузки, рекомендуемых для ГСС.

 

Месяц Плавание Велосипед Бег ОФП
Об.  объём ол.п/ч.е. В аэр.з

ол.п/ч.е

В см.з ол.п/ч.е Об.  объём ол.п/ч.е. В аэр.з

ол.п/ч.е

В см.з ол.п/ч.е Об.  объём ол.п/ч.е. В аэр.з

ол.п/ч.е

В см.з ол.п/ч.е Час
Январь 50-45 25-15 1-2 750-600 400-150 230-180 75-50 40-30
Февраль 50-45 30-20 4-2 1500-1200 900-600 60-20 270-250 120-75 30-15 15-20
Март 55-50 35-30 6-3 1150-1500 750-1000 150-120 290-260 120-80 35-30 10-15
Апрель 40-60 25-42 4-5 900-1400 550-750 250-280 250-320 80-120 30-35 8-12
Май 50-45 22-20 4-3 1100-900 450-400 150-120 190-150 75-45 25-20 8-12
Июнь 35-40 18-20 3-4 800-950 300-400 150-200 170-190 65-75 25-30 6-8
Июль 35-40 15-16 3-4 800-900 200-300 120-150 190-210 75-85 25-35 6-8
Август 45-50 18-20 4-6 1000-1200 600-700 140-150 150-180 60-65 20-25 14-15
Сентябрь 35-40 15-16 3-4 800-1200 300-400 130-150 220-250 80-90 25-30 6-10
Октябрь 35-40 16-18 4-5 900-1200 400-500 120-130 180-210 65-85 20-25 6-10
Ноябрь 16-20 5-8 1-2 600-750 150-200 140-160 30-40 12-16
Декабрь 45-55 25-30 2-3 1100-600 200-100 230-250 60-90 20-25 15-20
За год 480-520 230-255 41-43 11000-16100 5000-5500 1660-1690 2400-2500 800-820 315-330  
В % от об нагр.   48-49% 8-9%   40-42% 10-11%   38-40% 10-12%  

 

 

 

 

 

2.3. Структура соревновательной деятельности в триатлоне (ССД)

 

ССД – это тесная взаимосвязь различных сторон подготовленности, которая проявляется в условиях соревнований и играет важное значение  при определении основных направлений подготовленности спортсмена.

Определение основных компонентов соревновательной деятельности в триатлоне, роли каждого из них для достижения высокого спортивного результата, взаимосвязи различных компонентов позволяет в значительной степени систематизировать и упорядочить тренировочный процесс. Тесная взаимосвязь структуры соревновательной деятельности с системой совершенствования всех сторон подготовленности спортсмена – технико-тактической, физической и психологической позволяет упорядочить процесс управления подготовки спортсмена.

ССД в триатлоне можно представить в виде следующих компонентов:
1. Выбор места на старте и эффективность преодоления первых метров дистанции.
2. Скорость преодоления первых (до 100 м.) метров дистанции плавания и переход к дистанционной скорости.
3. Скорость на участке дистанционного плавания.
4. Скорость на участке преодоления заключительной дистанции плавания (последние 100 м.)
5. Преодоление транзитной зоны.
6. Преодоление начальной дистанции велогонки (до 3 км.) и переход к средней дистанционной скорости езды.
7. Скорость преодоления дистанции велогонки.
8. Скорость преодоления заключительной дистанции велогонки.
9. Преодоление  транзитной зоны.
10. Скорость преодоления начальной дистанции бега (до 1 км.).
11. Скорость преодоления дистанции бега (дистанционная скорость).
12. Скорость преодоления заключительной части дистанции (последние 1 – 2 км.).
13. Эффективность финиша.

С помощью представленных показателей можно оценивать эффективность важнейших составляющих соревновательной деятельности, выявлять слабые и сильные стороны подготовленности каждого спортсмена, определять индивидуальные резервы дальнейшего роста спортивного мастерства и существенно влиять на ход спортивной борьбы на дистанции.

На ССД в триатлоне наибольшее влияние оказывают следующие показатели и факторы:
— индивидуальный уровень подготовленности спортсмена, его способность грамотного восприятия и переработки информации в условиях соревновательной деятельности;
— особенности места проведения соревнований, схема трассы и погодные условия;
— уровень подготовленности и тактическое поведение партнеров по команде и соперников и др.
2.4. Воспитательная работа и психологическая подготовка.

Одной из основных сторон учебно-воспитательного процесса является психологическая подготовка, цель которой — формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим. Формирование и закрепление соответствующих отношений создается путем интегрального воздействия на спортсмена семьи, школы, спортивного коллектива, организаций, осуществляющих воспитательные функции, тренера и других лиц, а также путем самовоспитания. Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий. Личность спортсмена проявляется в процессе социальных взаимоотношений и характеризуется прежде всего ценностью нравственных норм и идейного содержания.

Морально-волевая подготовленность.

Воспитание нравственности у спортсменов является частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание у триатлетов таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим проведение занятий.

В процессе воспитания нравственности тренер целенаправленно воздействует на формирование личности спортсмена и спортивного коллективизма в целом. Такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания, включающие вопросы нравственности, совершенствуют моральные знания спортсмена, влияют на формирование нравственных убеждений и представлений о нравственных ценностях. Однако основным методом формирования норм нравственности является создание в спортивном коллективе практических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества спортсмена.

Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В межличностных отношениях спортсмен проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя в системе отношений, в которые он вступает. Широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных коллективах является метод социометрии. Популярность метода объясняется его доступностью и простотой проведения. Метод социометрии позволяет выявить:

-особенности авторитета каждого триатлета в группе (определение лидера группы);

-отношения сильнейших триатлетов между собой и характер их взаимоотношений с менее сильными спортсменами;

-негативные межличностные связи отдельных обучающихся;

-положение новичков в коллективе;

-сплоченность группы и потребность в общении отдельных триатлетов.

Тренер, используя педагогические наблюдения, характеристики спортсменов, результаты и рекомендации исследований взаимоотношений спортсменов, может установить мотивы, причины и содержательную сторону межличностных отношений и руководствуется ими в создании сплоченного спортивного коллектива.

Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов), мотивы благополучия, познавательные мотивы и другие.

Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели.

При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:

— ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;

— подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;

— развивать спортивное честолюбие;

— стимулировать спортсмена поощрениями;

— развивать положительные традиции команды;

— отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива;

— привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом;

— показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов;

— раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;

— объяснять социальные функции спорта;

— развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному

процессу.

Воспитание волевых качеств.

Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха в занятиях триатлона. В числе основных волевых качеств и черт спортивного характера триатлета обычно выделяют целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Специфика соревнований на дистанциях разной длины накладывает определенные требования к волевым качествам  триатлетов. Чем длиннее  дистанция, тем более необходима устойчивость и стабильность волевых напряжений.

Воспитание волевых качеств  происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода. Для воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях. Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений — выполнением упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается). Для воспитания стойкости и самообладания — тренировка при большом количестве пловцов на одной дорожке, соблюдение заданной скорости бега или темпа при сбивающих факторах. Для воспитания бойцовскиx качеств, воли к победе — обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях.

Уровень волевых качеств спортсмена можно оценить, используя опросник «Психологическая подготовленность», предназначенный для измерения устойчивости к стресс-факторам соревнований, самоконтроля и волевой активности. Ключ опросника: устойчивость к стресс-факторам соревнований—»Да»—2,15,16, 21, 26″. Нет» — 4, 7, 11, 13, 22, 25, 27, 29, 30, 35. Самоконтроль — «Да» — 1, 6, 9, 23, 28, 32, 33. «Нет» — 34. Волевая активность — «Да» — 8, 10, 12,14,18,19, 21, 31. «Нет» — 3, 5,17, 20. Согласно ключу подсчитывается сумма по каждому фактору. При этом за каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 2 балла , а за ответ «Не знаю» — 1 балл. Опросник «Психологическая подготовленность»

Инструкция. Ниже приведены 33 вопроса. На каждый вопрос можно дать три варианта ответа: а) да; б) не знаю, не уверен или не могу ответить; в) нет. Oтвечайте на вопросы следующим образом: 1) вначале прочтите вопрос; 2) выберете один из трех вариантов ответа; 3) отметьте на бланке для ответов против номера вопроса соответствующую букву. Отвечая на вопросы, старайтесь как можно реже выбирать ответ «б». Помните, что это фактический отказ от ответа. Отвечайте искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

  1. Я способен контролировать временные отрезки в процессе соревновании
  2. Я быстро засыпаю накануне ответственных соревнований.
  3. Бывает, что я боюсь проиграть старт соперникам.
  4. Иногда я плохо сплю после интенсивных тренировок.
  5. Считаю, что у меня мало спортивной злости.
  6. Я владею методами регуляции дыхания перед стартом.
  7. Я стремлюсь улучшить свой результат на каждом соревновании.
  8. Я могу перед стартом последовательно расслаблять и напрягать отдельны мышечные группы (рук, ног, туловища, лица).
  9. Я могу сконцентрировать волю перед стартом для предстоящей борьбы.
  10. У меня появляется дрожание рук перед стартом.
  11. Выходя на старт, я всегда испытываю чувство уверенности в достижении поставленных для данного соревнования целей.
  12. Я много думаю о своих соперниках накануне соревнований.
  13. Я контролирую состояние техники в условиях спортивной борьбы.
  14. Мне нравится тренироваться в группе по единому плану.
  15. Мне нравится для проверки своих возможностей участвовать часто в соревнованиях.
  16. У меня слабая воля к победе.
  17. Я способен улучшить свой результат от предварительных стартов до финала.
  18. Считаю, что у меня хорошие бойцовские качества.
  19. Я считаю свое предстартовое возбуждение чрезмерным.
  20. Я стремлюсь полностью выполнить все запланированные упражнения.
  21. Бывает, что я не могу заснуть накануне ответственных соревнований.
  22. Я владею методами регуляции сердечной деятельности перед стартом. | 23. Я много думаю о соревнованиях накануне.
  23. Иногда я принимаю успокаивающие средства перед соревнованиями.
  24. Я стремлюсь выполнить каждое задание тренера.
  25. Я владею приемами нормализации сна.
  26. Присутствие на соревнованиях большого числа зрителей может отрицательно повлиять на мое выступление.
  27. У меня сильно повышается пульс перед стартом.
  28. Я склонен к решительным действиям в ходе соревнований.
  29. Я могу долго и терпеливо выполнять напряженные и повторяющиеся тренировочные упражнения.
  30. Я всегда продумываю конкретный план выступления на предстоящих соревнованиях.
  31. Я владею методами активной саморегуляции.
  32. После неудачного выступления на соревнованиях у меня появляется желание прекратить занятия спортом.

Теоретическая подготовленность

Интеллектуальные способности являются необходимой предпосылкой роста спортивного мастерства. Интеллектуальная подготовленность отражает познавательную деятельность спортсмена, включающую уже приобретенный опыт и знания, а также способность к дальнейшему его приобретению и применение на практике. В интеллектуальной подготовке триатлета различают его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей. Содержание интеллектуального образования спортсмена составляют знания мировоззренческого характера, знания основ подготовки спортсмена и спортивно-прикладные знания. Кроме специальных теоретических занятий триатлеты получают спортивно-прикладные знания в процессе самой тренировки при объяснении и аргументации тренером содержания тренировочных занятий. По мере роста уровня общеобразовательной подготовки и уровня спортивных достижений происходит более углубленное изучение тем и разделов, связанных со спортивной специализацией.

Форма проведения теоретических занятий зависит от возраста спортсменов. Так, если в группах начальной подготовки это беседы, просмотры кинофильмов, наглядных пособий, то в группах спортивного совершенствования — лекции, самостоятельное изучение, семинары, анализ видеозаписей, тренировочных программ и т.п. Контроль за усвоением знаний осуществляется путем проведения бесед, зачетов, оценки выполненных заданий. Интеллектуальное образование взаимосвязано с мотивацией спортсмена, так как для реализации своих потребностей спортсмен должен знать, что и как необходимо делать для достижения успеха в избранной деятельности. Теоретическая подготовка направлена не только на образование, но и на воспитание интеллектуальных способностей  триатлета.

Следует отметить большую роль мышления в познавательной деятельности. Точность средств мышления (представлений, воображении, понятий, суждений, умозаключений), тонкий анализ и точный синтез, а также их соответствие действительности являются необходимыми условиями и предпосылками высокоразвитого интеллекта. Необходимость в мышлении возникает при решении задач, и это нужно учитывать в процессе интеллектуальной подготовки. Интеллектуальная подготовка должна включать элементы самостоятельной работы и носить проблемный характер. Выполнение домашних заданий, требующих спортивно-прикладных знаний, самостоятельное изучение отдельных вопросов тренировки, проведение судейских и инструкторских практикумов способствует усилению интеллектуальных мотивов, развития творческих возможностей триатлета.

  • СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

 

  • Контрольные нормативы.

 

На этап начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и  не имеющие медицинских противопоказаний.

 

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

 

Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
юноши девушки
Быстрота Бег на 30 м (не более 5,8 с) Бег на 30 м (не более 6,2 с)
Гибкость Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 70 см) Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 65 см)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 150 см) Прыжок в длину с места (не менее 140 см)
Приседания за 15,0 с (не менее 10 раз) Приседания за 15,0 с (не менее 8 раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 6 раз)

Контрольные нормативы

  по плаванию для групп начальной подготовки

При успешном выполнении контрольных нормативов занимающийся переводится на следующий этап подготовки. В случае невыполнения контрольных нормативов занимающемуся предлагается повторить пройденный курс обучения.

Год обучения Контрольные показатели
1-й, 1-е полугодие Проплывание 25 м способом кроль на спине и на груди в полной кооринации движений, выполнение контрольных упражнений на задержку дыхания, лежание и скольжение
1-й, 2-е полугодие Проплывание 100 м способом кроль на спине и на груди в полной кооринации на оценку техники движений, способом брасс с помощью движений ног
2-й, 3-е полугодие Проплывание 50 м способом брасс и дельфин в полной кооринации движений, способом дельфин с помощью движений ног. Проплывание дистанции 200 м кролем на спине и на груди на оценку техники движений.
2-й, 4-е полугодие Проплывание 200 м всеми спортивными способами плавания, 200 м комплексным плаванием на оценку техники, выполнение старта и поворотов всеми способами плавания, выполнение юношеского разряда избранным способом. Проплывание дистанции 400 м кролем на груди или на спине на оценку техники движений.

 

На учебно-тренировочный этап подготовки зачисление проводится на конкурсной основе спортсменов, прошедших не менее одного года необходимую подготовку при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.

 

Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе

 (этапе спортивной специализации)

 

Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
юноши девушки
Быстрота Бег 60 м (не более 10,0 с) Бег 60 м (не более 11,0 с)
Выносливость Плавание 300 м (не более 4 мин. 30 с) Плавание 300 м (не более 5 мин. 0,0 с)
Бег 1000 м (не более 4 мин. 30 с) Бег 1000 м (не более 5 мин. 0,0 с)
Гибкость Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 65 см) Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 165 см) Прыжок в длину с места (не менее 150 см)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз)
Техническое мастерство Обязательная техническая программа Обязательная техническая программа
Спортивный разряд Первый юношеский спортивный разряд

 

Контрольные нормативы

по плаванию для учебно-тренировочных групп

При успешном выполнении контрольных нормативов занимающийся переводится на следующий этап подготовки. В случае невыполнения контрольных нормативов занимающемуся предлагается повторить пройденный курс обучения.

Год обучения Контрольные показатели
1-й, 1-е полугодие Проплывание дистанций 50 м и 100 м всеми способами в полной координации. Выполнение старта и поворотов всеми способами.
1-й, 2-е полугодие Проплывание дистанции 200 м комплексным плаванием, 100 м избранным способом по III-му разряду.
2-й, 3-е полугодие Проплывание дистанций 100 м всеми способами и 200 м комплексным плаванием, оценка по приросту результативности. Выполнение старта и поворотов всеми способами и в комплексном плавании без грубых технических погрешностей.
2-й, 4-е полугодие Проплывание дистанции 100 м избранным способом по II-му разряду. 800 м в/с, 200 м комплексным плаванием (оценка по приросту результативности).
3-й, 5-е полугодие Проплывание дистанций 100 м всеми способами и 200 м комплексным плаванием. Оценка по приросту результативности. Выполнение старта и поворотов всеми способами и в комплексном плавании в соответствии с модельными характеристиками.
3-й, 6-е полугодие Проплывание любой дистанции избранным способом по I-му разряду, 200 м комплексным плаванием, 800 м в/с, оценка по приросту результативности.
4-й, 7-е полугодие Проплывание любой дистанции избранным способом, дистанции 200 м комплексным плаванием, 400 м в/с, оценка по приросту результативности.
4-й, 8-е полугодие Проплывание любой дистанции избранным способом по разряду КМС.

 

На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены выполнившие (подтвердившие) норматив КМС. Перевод по годам обучения при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

 

Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки

для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства

 

Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
юноши девушки
Быстрота Бег 60 м (не более 8,2 с) Бег 60 м (не более 9,4 с)
Выносливость Плавание 500 м (не более 6 мин. 30 с) Плавание 500 м (не более 7 мин. 00 с)
Бег 3000 м (не более 10 мин. 30 с) Бег 3000 м (не более 12 мин. 00 с)
Гибкость Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 65 см) Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 180 см) Прыжок в длину с места (не менее 160 см)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 20 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 12 раз)
Техническое мастерство Обязательная техническая программа Обязательная техническая программа
Спортивный разряд Кандидат в мастера спорта

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены, выполнившие норматив МС, МСМК.

Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства

 

Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
мужчины женщины
Быстрота Бег 60 м (не более 7,8 с) Бег 60 м (не более 8,9 с)
Выносливость Плавание 500 м (не более 6 мин. 10 с) Плавание 500 м (не более 6 мин. 30 с)
Бег 3000 м (не более 9 мин. 30 с) Бег 3000 м (не более 11 мин. 00 с)
Гибкость Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 65 см) Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 190 см) Прыжок в длину с места (не менее 170 см)
Техническое мастерство Обязательная техническая программа Обязательная техническая программа
Спортивное звание Мастер спорта России, мастер спорта России МК

Контрольные нормативы

по плаванию для групп спортивного совершенствования

Год обучения Контрольные показатели
1-й Проплывание избранных дистанций и дистанции 200 м комплексным плаванием по I- КМС разряду. Выполнение старта и поворотов всеми способами, в соответствии с модельными характеристиками.
2-й Проплывание дистанций в соответствии со специализацией по квалификационному нормативу КМС или МС. Выполнение старта и поворотов всеми способами в соответствии с модельными характеристиками.
3-й Выполнение норматива МС в избранном виде плавания или улучшение результативности на уровне МС.

 

 

Приёмно-переводные нормативы по СФП.

Юноши.

Этапы подготовки

Плавание Велосипед Бег
100м 400м 1500м

 

3км 10км 20км 1км 3км 5км
Начальной подготовки

1-и год

2-й год

 

1.45

1.35

 

7.30

7.00

 

 

6.00

5.45

 

 

 

3.40

3.25

 

 

Учебно-тренировочный

До 2-х лет

Свыше 2-х лет

 

1.25

1.20

 

6.20

6.10

 

20.00

 

5.10

4.20

 

16.45

16.00

 

34.00

32.30

 

3.10

3.05

 

11.30

10.50

 

18.50

Спортивного совершенствования

До 1 года

Свыше 1 года

 

 

1.10

1.06

 

 

5.30

5.10

 

 

19.30

18.40

 

 

 

 

 

 

31.00

30.30

 

 

3.00

2.55

 

 

10.20

9.50

 

 

17.30

16.30

 Девушки.

Этапы подготовки

Плавание Велосипед Бег
100м 400м 1500м 3км 10км 20км 1км 3км 5км
Начальной подготовки

1-и год

2-й год

 

1.53

1.43

 

7.50

7.20

 

 

6.50

6.20

 

 

 

4.35

4.10

 

 

Учебно-тренировочный

До 2-х лет

Свыше 2-х лет

 

1.30

1.25

 

6.40

6.30

 

22.45

 

5.40

5.00

 

20.00

18.30

 

41.00

37.30

 

3.55

3.40

 

14.30

13.50

 

23.20

Спортивного совершенствования

До 1 года

Свыше 1 года

 

 

1.16

1.13

 

 

6.10

6.00

 

 

21.30

20.40

 

 

 

 

 

 

36.00

35.00

 

 

3.20

3.05

 

 

12.30

11.25

 

 

21.50

19.35

 

3.2. Требования к результатам реализации программы

 

Результатами реализации программы является:

3.2.1. На этапе начальной подготовки:

— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

— освоение основ техники по виду спорта триатлон;

— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

— укрепление здоровья спортсменов;

— отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта триатлон.

3.2.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

— приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта триатлон;

— формирование спортивной мотивации;

— укрепление здоровья спортсменов.

3.2.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:

— повышение функциональных возможностей организма спортсменов;

— совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;

— стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;

— поддержание высокого уровня спортивной мотивации;

— сохранение здоровья спортсменов.

3.2.4. На этапе высшего спортивного мастерства:

— достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;

— повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.


  1. IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

4.1. Список литературы, использованной для составления программы.

 

  1. Закон РФ “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992г.
  2. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, М., 9995г.
  3. Методические рекомендации по написанию авторской программы.
  4. Программа подготовки многоборцев. А.П. Шахматов, М., ФиС, 1986г.
  5. Подготовка юных пловцов. В.А. Прозуменщиков, М., ФиС, 1981г.
  6. Программа проведения соревнований по триатлону и методические указания по тренировкам. А.П. Шахматов, А.Н. Коробов, М., ФиС, 1996г.
  7. Комплексная подготовка триатлетов в базовый и соревновательный периоды. Методические указания. Дж. Коллинз, 1997г.
  8. Рекомендации ФТР и сборной России по подготовке атлетов на 1997 – 2000г.г.
  9. Молодому коллеге. Н.Г. Озолин, М., ФиС, 1988г.
  10. Старший тренер сборной России по резерву С.А. Карачаров. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства (нормативная часть).

 

4.2. Список литературы, рекомендуемой обучающимся:

 

  1. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровье, 1987.
  2. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. — Киев: Здоровье, 1981.
  3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. — М.: ФиС, 1988.
  4. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. — М.: Просвещение, 1968.
  5. Коновалов Е. Ты — сильнее воды. — М.: Молодая гвардия, 1983. —128 с.
  6. Готовцев П.И., Дубровский В.М. Спортсменам о воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1981.
  7. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
  8. Фомин Н.А., Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
  9. Теоретическая подготовка юных спортсменов/под ред. Бутлина Ю.Ф./ М.: Физкультура и спорт, 1981.
  10. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровье, 1987.
  11. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. — Киев: Здоровье, 1981.
  12. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. — М.: ФиС, 1988.
  13. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. — М.: Просвещение, 1968.
  14. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994. — 320 с.

 

© 2024 МБУ ДО "Спортивная школа №3" · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
МБУ "СШ №3" Нижегородская область, Дзержинск, ул. Маяковского, д.7А